Так зачем такие усища ? Может быть, они просто подчеркивают его яркую индивидуальность, его высокую внутреннюю волю к жизни и к власти ? Ведь в философском романе" Так говорил Заратустра" Ницше предполагает создание человека, как высший биологический тип. Нет, друзья, все не так просто!
Итак, зачем Ницше носил такие усища?
Ницше утверждает, что древнегреческая трагедия является высшей формой искусства, ибо она соединяет аполлоновский и дионисийский элементы в неразрывном целом, позволяя зрителю испытать полный спектр состояний человеческого духа.
Дионисийский элемент содержится в песнях и музыке хора, а аполлоновский – в диалоге актёров, который вносит в эллинскую трагедию конкретный символизм, уравновешивающий разгул стихии Диониса.
И вдохновленные проникновенными песням хора , зрители ощущали самих себя возрождёнными древними духами природы – усатыми сатирами. Не теряя при этом связи и с Аполлоном. Вот откуда взялась идея пьяного усача!
Сюжет действа являлся развитием оформленного образа, чья внутренняя суть восходила к восторгу расчленения бога в вакхических ритуалах, к нераздельному экстазу и муке человеческого существования.
Платон в "Пире" писал : «Более всего, по-моему, он [Сократ] похож на тех силенов, какие бывают в мастерских ваятелей и которых художники изображают с какой-нибудь дудкой или флейтой в руках. Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов». Ницше же Силена в Сократе не видел, и , несмотря на наличие усов, считал его неким антисиленом, утверждая, что именно появление рационального духа Сократа привело Элладу к упадку.
Со времени Эсхила и Софокла наступила эпоха, когда трагедия умерла. Ницше связывает её с влиянием писателей, вроде Еврипида, и с приходом рационального мировоззрения, в лице Сократа.
Еврипид. Автор "Медеи".
Еврипид ограничил использование хора , и более натуралистично представлял человеческую драму, сильнее связав её с реальностями повседневной жизни.
Сократ выдвинул роль разума до такой степени, что размыл значение мифа и страдания в человеческом мироощущении. По мнению Ницше, эти два мыслителя способствовали падению непосредственного человеческого участия в эстетическом переживании, потому что видели вещи слишком трезво и рационально.
Присутствие мистического аспекта в искусстве и мифе было утрачено греками – и вместе с ним, многое из способности человека творчески жить в оптимистичной гармонии со страданиями бытия.
Фридрих Ницше полагает, однако, что равновесие дионисийского и аполлоновского начал, возможно, будет восстановлено в современном искусстве благодаря операм Рихарда Вагнера и возрождению ими духа древней трагедии.
Не соглашаясь с характерным для Просвещения взглядом на древнегреческую культуру, как нечто исполненное спокойного благородства, простоты, элегантности и величия, Ницше полагал, что греческий дух вёл упорную схватку с пессимизмом.
Вселенная, в которой мы живем, – продукт великих противоборствующих сил, хотя теперь мы не видим и не осознаём её таковой. Представления о мире, распространившиеся в эпоху европейского Нового времени, по убеждению Фридриха Ницше, не имеют почти никакой связи с истинной сутью бытия.
Человеческая судьба похожа на древнегреческую трагедию. Она как раз и состоит в том, чтобы пребывать под контролем темных мировых дионисийских сил и в то же самое время тешить себя мечтательным миром спокойных аполлоновских иллюзий.
Но совсем по-другому ведёт себя третий тип мировоззрения - сократический. Он проповедует рациональность и оптимизм, отрицая естественные для грека принципы, снимает трагическую парадигму. Появление духа Сократа Ницше связывает с началом классического периода в греческой культуре и считает, что именно этот дух привёл Элладу к упадку.
Этот же дух продолжает доминировать на европейском пространстве до сих пор, делая жизнь европейцев неестественной, рационально-оптимистичной и, по сути, безжизненной. Против него и выступает мыслитель в своей работе, говоря: “Если новая культура будет трагической, то и новый человек должен стать человеком трагедии, отказаться от оптимистического рационализма, от рациональной этики и сократических императивов.
Всему этому сопутствует также характерная для Ф.Ницше идея сверхчеловека. Например, он говорит о софокловом Эдипе: “Благородный человек не согрешает, - вот что хочет нам сказать глубокомысленный поэт; пусть от его действий гибнут всякий закон, всякий естественный порядок и даже нравственный мир - этими самыми действиями очерчивается более высокий магический круг влияний, создающих на развалинах сокрушённого старого мира мир новый” .
Образы Эдипа и Прометея демонстрируют у Ницше идею человека, титанически двигающегося к реализации своих целей без оглядки на благочестие, моральные нормы и правила социума, завоёвывающего свою судьбу и беспрекословно выдерживающего все испытания и последствия своего выбора. Именно такими предлагает Ницше быть настоящим арийцам, то есть видит за арийскими народами возможность дружно стать сверхлюдьми. Стоит отметить, что впоследствии Ницше отказался от подобных идей, считая становление сверхчеловека индивидуальным процессом.
Ну а что же было в личной жизни у человека с усищами альфа самца?
В книге «Моя сестра и я», в основу которой легли последние записки из психиатрической клиники, самой большой сенсацией для биографов, стало откровение о сексуальной связи с сестрой (той самой Элизабет, которая уверяла, что Ницше так и не познал женщину). Их отношения были похожи на игру «в доктора» (сестра забиралась к Фридриху в постель), что продолжались несколько лет. Ницше называл Элизабет «темным ангелом своей души», которому противостоял «светлый ангел» -- Лу Андреас-Саломе.
Это случилось лишь однажды, когда в жизни Ницше появилась женщина. В 1882 году философ встретился в Лейпциге с дочерью петербургского генерала. Ее звали Лу фон Саломэ. Его познакомил с ней его друг, философ Пауль Ре. Эта 20-летняя девушка из России стала позже любовницей великого австрийского поэта Райнера Рильке и близкой подругой Зигмунда Фрейда. Лу была довольно некрасива, но умна.
Незадолго до смерти Ницше написал о своих отношениях с женщинами. Правда сестра его впоследствии утверждала, что все это не более, чем вымысел, и что он всегда был девственником. Но вот его собственные признания.
Первый сексуальный опыт он пережил в 15 лет. Мальчика приметила некая 30-летняя замужняя графиня, оказавшаяся жестокой нимфоманкой. Ницше вспомнил, как однажды эта дама его оскорбляла и издевалась, он не выдержал, схватил кнут для верховой езды и отхлестал графиню. Жестокость привела даму в еще большее возбуждение. Да она и сама была не прочь изнасиловать мальчишку, пробравшись ночью в его комнату в общежитии. Вспоминая тот случай, Ницше признался, что испытал унижение.
Но с женщинами он испытывал и удовольствие. Первая же проститутка подарила юному студенту незабываемые переживания и... сифилис, который Ницше не мог вылечить до конца жизни. Как бы то ни было, то отношение к женщинам , которое сформировалось у философа, походило на женоненавистничество.
Ницше называл женщину «второй ошибкой Бога». Первая -- животные, мужчина же всегда вне конкуренции, т. к. он равен Богу. И это еще одна причина носить пышные усы ! Поэтому он «должен смотреть на женщину как на свое достояние, как на подзамочную собственность, как на нечто, предназначенное прислуживать». Цитатник антифеминиста могло бы дополнить и сравнение женщин с животными, «странно дикими, но подчас приятными».
А как насчет усатого сверхчеловека?
С детства он не отличался крепким здоровьем, был очень близорук и слаб физически, возможно, это и стало причиной того, как складывалась его биография. Ницше Фридрих имел плохую наследственность и слабую нервную систему. В 18 летнем возрасте у него начались приступы сильной головной боли, тошноты, бессонницы, он переживал долгие периоды сниженного тонуса и угнетенного настроения.
А между тем, боль, страдание, считал Ф. Ницше, являются величайшими творческими силами. В боли заключено столько же мудрости, сколько и в удовольствии: боль, подобно удовольствию, относится к наиважнейшим силам, направленным на сохранение рода. Кстати, работая санитаром во время франко-прусской войны , весь увиденный им ужас на полях сражений , в отличие от своего отца, считал опытом, полезным для человечества.
Хотя , как известно, его рассудок помутился, не выдержав вида страданий лошади.
Ко всем прочим недугам прибавился нейросифилис, подхваченный от связи с проституткой. В возрасте 30 лет у него начался резкий спад здоровья, он почти ослеп, испытывал изматывающие приступы головной боли. Его начали лечить опиатами, что привело к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В 1879 году Ницше ушел на пенсию по состоянию здоровья, пособие ему платил университет.
В конце 90 ых у него все чаще случается помутнение сознания и приступы сумасшествия. В 1900 году, на рубеже веков, он скончался в итальянской лечебнице для душевнобольных в Турине.
Да, что говорить, жизнь Ницше прожил нерадостную.
При жизни он особо популярен не был, зато в 20 веке случился пик популярности... Нацисты надергали цитат из его произведений и возвели идею недочеловека и сверхчеловека ко всему его творчеству.
А он , Фридрих Ницше, всего лишь пытался всей своей жизнью пьяного и спящего Силена доказать способность человека творчески жить в" оптимистичной гармонии со страданиями бытия." Хотел под эгидой дионисийских усов пребывать под контролем темных мировых дионисийских сил и в то же самое время тешить себя мечтательным миром спокойных аполлоновских иллюзий.
Ну а еще его усища , возможно, были просто защитным бампером от мира для робкого " женоненавистника" и скромного "сверхчеловека". А, если по Фреду, так усы у Ницше доказательство тому, что в вечном споре Аполлона и Диониса всегда побеждает Дионис.
Использованы материалы работы Ницше " Рождение трагедии из духа музыки."
Все фото взяты из открытых источников.