В истории Средневековой Руси есть много загадочных и необъяснимых моментов. Одним из них являются события в Полоцке и других местах Полоцкого княжества, которые упомянуты в летописях под 1092 годом.
В лѣт̑ . ҂s҃ . х҃ . [6600 (1092)] Предивно бъıс̑ чюдо оу Полотьскѣ 25. оу 26 мечьтѣ . и в нощи бывши тутенъ . стонаше 27 полунощи . ӕко члв҃ци рыщуть . /л.79об./ бѣси по оулици . аще кто вылѣзѧще 28 Ж . ис хоромины хотѧ видѣти . ї абье оуӕзвенъ бѧше 29 невидимо ѿ бѣсовъ . и с того оумираху . и не смѣӕху . излазити їс хоромъ . по сѣмь же начаша . во 30 дн҃е ӕвлѧтис̑ на конѣх̑ . ї не бѣ их̑ видити 31 самѣх̑ . но кони 32 ихъ видити 33 копыта . и тако оуӕзьвлѧху люди Плотьскыӕ 34 . ї его ѡбласть . тѣмь 35 и члв҃ци гл҃ху . ӕко навье 36 бьють Полочаны . се же знаменье поча бъıти ѿ Дрьюцька 37 .
В год 6600 (1092). Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан. Началось же это знамение c Друцка.
Обыкновенно исследователи объясняют это как описание морового поветрия, эпидемии неизвестной болезни, которые были частым гостем в Средние века.
Есть и другие толкования этого события, как-то выделение ядовитого газа вызывавшего галлюцинации и смерть, прохождение Земли через хвост кометы и сопутствующий ей метеорный поток.
Есть также предположение что это были происки языческих волхвов. Как считают некоторые историки в тот период, вторая половина 11 века, началась так называемая «языческая реакция» на Руси, то есть общество постигло разочарование в христианстве, и произошёл некий возврат к языческим верованиям, если не полный, то частичный. Не отвергая веры во Христа, многие начали практиковать параллельно и языческие обряды, и снова чтить языческих богов.
Есть и фантастические версии, как-то прилёт НЛО и инопланетян (ну например «Хищников» на сафари), и мистические – нашествие оборотней, вампиров и навей из потустороннего мира.
В этой связи приводят следующую строку из летописи, идущую сразу за упоминанием тутонов.
в си же времена быс̑ знаменье . оу 38 н҃бесѣ . ӕко кругъ быс̑ посредѣ 39 неба Г привеликъ 40
в это же время было в небе знамение, круг огромный был посреди неба.
Круг этот в таком случае считают или кораблём пришельцев, или порталом в иной мир.
Однако лично я склоняюсь к версии, которая считает этот рассказ летописца аллегорией на мифологический сюжет, конкретно на так называемую «Дикую охоту».
Дикая охота является сквозным сюжетом для мифологии почти всех индоевропейских народов, от кельтов и германцев до славян и балтов. В разных странах разные личности, реальные исторические или мифические считались предводителями процессии Дикой Охоты.
Вот здесь подробнее - Что такое Дикая Охота
В случае с древнерусским летописцем, «Дикая охота» в Полоцком княжестве, это такой призрачный намёк на того, кто этим княжеством в тот период правил. И был «виновником», или даже предводителем «Дикой охоты». А в 1092 году Полоцким князем был грозный и воинственный Всеслав Брячиславич, прозванный также Всеславом Вещим или Всеславом Чародеем, что подразумевало его потустороннюю магическую силу, и связь с язычеством. В летописях прямо говорится, что его мать, которая долго не могла произвести на свет ребёнка, родила Всеслава от «волхования», то есть с помощью языческих волхвов и их обрядов. И даже ещё через сто лет его слава как князя-оборотня гремела по всей Средневековой Руси. В том же «Слове о полку Игореве» (написано в конце 12 века), говорится что Всеслав «ночью волком рыскал … великому Хорсу (славянскому языческому богу Солнца) путь перебегал». Способность Всеслава Полоцкого к оборотничеству, создала ореол таинственности вокруг его личности.
А натянутые или даже откровенно враждебные отношения грозного Полоцкого князя с великими князьями Киевскими, давали повод придворным летописцам последних, распространять про Всеслава разные басни, создавая ему негативный образ князя-монстра. И сюжет с тутонами, как раз и является одним из таких. Кроме того это также завуалированный намёк на язычество большинства подданных князя-чародея. Так как, согласно сюжету мифа о «Дикой охоте» призрачные всадники могут похитить или убить только некрещённого человека.
Также возможно этот сюжет в аллегорической форме отражает борьбу в Полоцком княжестве между условно «проязыческой» и «прохристианской» партиями.
И ещё есть один интересный момент, который возможно неким образом связан с летописным упоминанием «тутонов полоцких». Это довольно путаная информация об избрании/назначении митрополитом Киевским и главным церковным иерархом Киевской Руси, полоцкого епископа Никифора в 1092, или в 1096 или в 1102 или даже в 1104 гг.
Избранию церковного иерарха такого уровня скорей всего предшествовала подковёрная борьба претендентов на митрополичью тиару. А летописец был сторонником неизвестного нам оппонента и конкурента полоцкого епископа. Он сочинил и внёс в летопись этот сюжет, с целью очернения верховного Полоцкого священнослужителя тесно, связанного с одиозным князем-чародеем, князем-оборотнем Всеславом Брячиславичем Вещим. С таким прозрачным намёком, что мол не смог в своей епархии язычество искоренить, а смеешь претендовать на высшую церковную власть над всей Русью. И с князем-оборотнем князем-язычником якшаешься. Приведёшь ещё «тутонов» к нам в Киев. И использовал для этого очень распространённый миф о Дикой охоте. Конкретно о Дикой охоте князя Всеслава.