Вот такой журнал "Крокодил" (№35 за декабрь 1989 г.) обнаружил в числе прочих во время разбора завала старых газет в сарае. Актуален сейчас также, как и в те времена (а может, даже более актуален!).
На первом развороте газеты был напечатан "Тост, произнесённый Крокодилом по поводу 110-летней годовщины со дня рождения И.В.Сталина". В нём Крокодил рассказал о своей нелёгкой судьбе: "... Первый наш весомый контакт произошёл на пятом году моей жизни. Это был период свободной нэповской конкуренции - и не только в товарных отношениях, но и в сатирической журналистике. Помимо национальных сатирических журналов в союзных республиках, выходил целый ряд русскоязычных: "Крокодил", "Бегемот", "Смехач", "Бузотер", "Лапоть", "Безбожник", "Пушка", "Кипяток"... Кто-то из нас был похуже, кто-то получше, но дело шло, и сатирическая жизнь текла по своим естественным законам. Но вот в апеле 1927 года нас впервые одёрнули: Отдел печати ЦК ВКП(б) издал постановление "О сатирико-юмористических журналах", обвинив всех нас в мелкобуржуазности и отрыве от трудящихся масс. Как мы теперь знаем, страна была накануне "Великого перелома", и незабвенный Иосиф Виссарионович начинал показывать зубки ...Вслед за постановлением весёлые журналы начали дохнуть, как мухи в первые заморозки... К 1933 году я уже возделывал сатирическую ниву в полном одиночестве. Да и сам вскоре стал недосчитываться своих постоянных боевых рублик и авторов. А когда в 1938-м с моей последней страницы исчезла подпись ответственного редактора Михаила Кольцова, то дальше ехать было некуда, и я разродился специальным номером, который явился откликом на отчётный доклад Сталина XVIII съезду партии. В программной статье сатирики призывались учиться у Отца народов, находить в его выступлениях темы для обличений. Во время войны ему было не до меня, всех нас занимали дела посерьёзнее. Но уже в сентябре 1948 года на мою голову обрушилось новое постановление "О журнале "Крокодил", и не осталось на мне живого места (не только в переносном, но и в прямом смысле -перешерстилась редколлегия, постоянные авторы и все рублики). В числе прочих задач (борьба с рвачами, бюрократами и жуликами - естественно, на самом "низовом" уровне) мне вменялось в обязанность - цитирую: "... подвергать критике буржуазную культуру Запада, показывая её идейное ничтожество и вырождение". Естественно, наши солдаты, вернувшиеся из освобождённой Европы, могли подумать, что тамошний уровень культуры не так и низок, надо было наставлять их на путь истинный. При этом скромно умалчивались слова Ленина, что пролетарская культура должна вобрать в себя всё лучше, что создано человечеством. Но Иосифу Виссарионовичу (и Андрею Александровичу Жданову, естественно) одного постановления показалось мало. Разделавшись с Анной Ахматовой и моим любимцем (а в годы войны - недолго - и моим соредактором) Михаилом Зощенко, они вновь изрядно на мне потанцевали, издав в сентябре 1951 года постановление "О недостатках журнала "Крокодил" и мерах его улучшения". Процитирую и оттуда одну фразу, чтобы вам стало ясно, чем я вызвал высочайшее недовольство: "Нередко в "Крокодиле" еденичные отрицательные факты выдаются за общие недостатки государственных, профсоюзных и других организаций, что создаёт у читателей неправильное представление о работе этих организаций". (Никаких сообщений! Боже упаси! Даже при том, что выше управдома я в своей критике редко смел подняться. Значит, всё-таки видел во мне Сталин нечто потенциально опасное для созданной им системы и для себя лично, если не давал опомниться от постановлений, всё жучил и жучил) ... ".
На следующем развороте - несколько исторических анекдотов и удивительное стихотворение неизвестного автора из архива общественного деятеля Анатолия Федоровича Кони, рассказывающее о жизни крестьян в самый разгар коллективизации.
На следующем развороте - "Соловецкий крокодил"
С.ПОЛЕВОЙ: "... В 1938 году при лагере образован ВИОНЗ - Всесоюзный изолятор особого назначения закрытого типа. Резко ухудшилось положение заключённых. СЛОН переименовывается в СТОН - Соловецкую тюрьму особого назначения (символичная аббревиатура, не правда ли). Тюрьма действовала до осени 1939-го и в системе ГУЛАГа числилась за номером один".
Лагкор! Соловецкий Крокодил ждёт от тебя материалов на тех, кого страшит наш здоровый смех ...
На рассвете пришёл пароход
Сдали письма двум Яшкам в полон
За работой встречает восход
Эта пара - цензура УСЛОН.
И за письмами спинушки гнут
Клонит нашу цензуру ко сну
Штамп всё реже и реже стучит...
Крокодил не всегда ведь зубаст
Иногда и погладит хвостом
Писем хруст, как под лыжами наст
Раздаётся в молчаньи ночном.
Писем ворох, мешки и мешки
За работой и отдыха нет...
Крокодильим хвостом Соловки
Цензорам посылают привет ...
Пьесу "Черный человек или Я бедный Сосо Джугашвили" лучше читать полностью - это гениально!
- Товарищ Сталин, в городе N есть человек, очень похожий на вас. .причёска такая же, рост, усы!
- Ликвидировать!
- А может быть, просто побрить?
- Можно и так
Самая страшная по своему смыслу карикатура из номера ...
А это про идолопоклонников ...
Хочется закончить материал цитатой из первого (в этом номере) Крокодильского тоста: "Разрешите, дорогие друзья, на сем завершить этот псевдопраздничный тост ... сталинщина во многих видах, увы, необычайно живуча. И сама по себе она не уйдёт. Так что читайте, смотрите, делайте выводы. И не буду нарушать традицию: тосты принято говорить или за здравие, или (на поминках) за упокой. Я сегодня, несмотря на день рождения, выбираю второе. Упокоим общими усилиями сталинщину. Да сгинет она навсегда из нашей жизни. Пусть земля ей покажется пухом. Будем здоровы!".
----------------------------------------—
Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025