Из-за высокого уровня безработицы в Армении жители часто страдают от недобросовестного и эксплуататорского подхода работодателей. Ввиду отсутствия правовой защиты, наниматели часто дискриминируют женщин-соискателей по возрасту и внешнему виду. Женщинам же ничего не остается, кроме как проходить косметические процедуры в надежде вернуть себе молодость и найти работу.
На улицах Еревана выстроены салоны красоты, где за небольшую сумму можно провести определенные косметические процедуры.
«Я занимаюсь увеличением губ, а также подчеркиваю их, сглаживаю мелкие морщины вокруг рта, глаз и на лбу. У меня много постоянных клиентов», — говорит косметолог Шушан. Она добавляют, что некоторые ее клиенты ходят к ней не по своей воле.
«У меня есть клиенты, которые вынуждены приходить ко мне на процедуры два раза в год. Они всегда должны быть в форме — это требование их начальников. Уход за лицом для них — как покупка новой футболки: в их компаниях у сотрудников не должно быть ничего «поношенного»: ни одежды, ни лица».
Тем, кому больше 25 — уже старые
31-летняя Алина долго не могла найти работу. После окончания университета она уехала в Европу, работала по волонтерской программе в Польше. По возвращению домой, ей было сложно найти работу. Она утверждает, что работодатели считали ее слишком «старой».
«Я —переводчик, свободно владею иностранными языками, но мне трудно было найти работу по профессии. Поэтому я решила откликнуться на вакансию продавца в магазине. Директору было все равно, кто я, какое у меня образование. Он посмотрел на меня и спросил, сколько мне лет. Я ответила, что 27. Он заявил: “Извините, но вы слишком стары, вы нам не подходите”», — рассказывает Алина.
Сейчас девушка работает в учебном заведении и говорит, что друзья завидуют ей, поскольку, несмотря на свой возраст, она смогла найти хорошую работу.
Требуется уборщица, до 25 лет, красивая, симпатичная, без комплексов. Нужно убирать мою квартиру. Зарплата — от 150 000 драм.
«Одна моя подруга, которой 33 года, нигде не может найти работу. Все говорят, что она слишком стара и недостаточно красива. Она может претендовать только на работу уборщицы», — продолжает Алина.
В Армении женщинам приходится тяжело. На рынке всего несколько мест, куда могут взять девушку, которой под 30. 25-27 лет — это предел. Кроме того, большинство работодателей не воспринимают женщин-сотрудников всерьез.
«Я из Ванадзора (на севере Армении), приехала в Ереван в надежде найти работу. В родном городе меня по профессии никто не брал. Я — экономист. Но спустя некоторое время поняла, что искать работу в столице — абсолютно бесполезная затея», — говорит 38-летняя Люсине. Она отчаялась найти работу в офисе и переключилась на вакансии продавца.
«Я была в нескольких магазинах, но мне везде говорили: “Извините, мы можем предложить вам только работу уборщицей”».
Требуется продавец с внешностью модели
«У меня небольшой киоск с сумками. Сейчас я ищу продавщицу 25 лет, высокую, с длинными волосами и пухлыми губами. Мне нравится, когда в моем магазине работают такие девушки. Клиентов они также привлекают», — говорит Араик из Еревана.
Эксперт по международному праву в Палате адвокатов Армении Ара Газарян говорит, что в Трудовом кодексе запрет на дискриминацию сотрудников по признаку пола, внешнего вида или возраста четко не прописан. Единственное, к чему можно апеллировать в данном случае — это Конституция Армении, согласно которой, перед законом все равны, а дискриминация запрещена.
«Мы сталкиваемся с дискриминацией по признаку пола. В Трудовом кодексе есть только один пункт о запрете дискриминации <…>, к сожалению, определенного закона по борьбе с дискриминацией у нас нет, хотя это крайне необходимо сейчас в Армении».
По словам Газаряна, проблема заключается не только в том, что в законодательстве не предусмотрено положение о борьбе с дискриминацией по признаку пола, но и в том, что сами женщины прилагают усилия, чтобы избежать возникновения проблем с работодателями.
«Женщина откликается на вакансию. А потом без причины отклоняет или отказывается от предложения. Часто работодатель поворачивают это в свою сторону и говорит, что имеет право сам выбирать сотрудников, хотя это не означает, что он открыто скажет, что ищет привлекательных молодых девушек [с идеальными пропорциями]», — говорит Газарян.
Сексуальные услуги в обмен на трудоустройство
29-летняя Ани недавно откликнулась на вакансию секретаря, где возрастное ограничение было указано до 25 лет. Ежемесячная зарплата составляла 200 000 драм (410 долларов США). Она рассказывает, что позвонила работодателю, призналась, что чуть старше указанного возраста, но попросила дать ей шанс.