Найти тему
МХАТ им. М. Горького

Писатель Морис Метерлинк

29 августа 2019 года исполняется 157 лет со дня рождения Мориса Метерлинка – бельгийского писателя, поэта, драматурга и философа. Будучи одним из основоположников эстетики европейского символизма, Метерлинк воплощал самое оптимистическое, солнечное начало этого мистического, сумеречного направления. В 1911 году «за многостороннюю литературную деятельность и особенно драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией» Метерлинк был удостоен Нобелевской премии.

Мориса Метерлинка можно по праву считать МХАТовским драматургом. 1904 год, в один год с чеховскими пьесами «Иванов» и «Вишневым садом» были поставлены три его пьесы – «Слепые», «Непрошенная», «Там, внутри». Интересно, что именно Чехов и обратил внимание Станиславского на бельгийского драматурга, а легендарная «Синяя птица» первоначально задумывалась как птица белая – под влиянием «Чайки».

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

Метерлинк пригласил Станиславского его к себе в гости, в Нормандию, в замок бывшего аббатства St.-Vandrille. Знакомство увенчалось дружбой: бельгийский драматург доверил русскому режиссеру постановку мировой премьеры своей рождественской сказки «Синяя птица». «Синяя птица» стала первым массовым детским спектаклем и не сходит с подмостков МХАТ вот уже 111 лет. Это единственный пример в истории российского театра.

Время от времени оригинальная версия легендарной феерии в постановке Константина Станиславского, Леопольда Сулержицкого и Ивана Москвина, в декорациях Владимира Егорова, с чарующей музыкой Ильи Саца возобновлялась выдающимися режиссерами МХАТ. В творческом процессе соединялись реставрация сценографии и костюмов, прямая передача актерского мастерства и художественная импровизация. Новая премьера-реконструкция ждет зрителей осенью нынешнего года.

Фея Берилюна. М.Савицкая. Из фондов Музея МХАТ.
Фея Берилюна. М.Савицкая. Из фондов Музея МХАТ.

В рождественскую ночь брат и сестра, Тильтиль и Митиль, по просьбе феи Берилюны отправляются в путешествие на поиски птицы счастья. Вместе с ними пускаются в путь Свет, Огонь, Вода, Хлеб, Сахар, Молоко, Пёс и Кот, которые обретают душу и способность говорить. Таинственный, прекрасный и пугающий мир, куда они попадают, кажется созданным из детских сновидений, фантазий и грёз. И каждое поколение юных зрителей поражается оживлению неодушевленных предметов, сжимается в креслах при появлении Болезней, борется со страхом при виде Ужасов, восхищается верностью Пса и переживает коварство Кота. Это сказка о том, что счастье – не за потайными дверями в чертогах Царицы Ночи, не в призрачном прошлом или будущем, а здесь, рядом с нами. Неуловимое и постоянное, оно открывается тем, кто видит скрытое.

Бог не дал Метерлинку детей, но именно ему, бельгийскому сказочнику, было суждено воспитать несколько поколений русских детей. Станиславский мечтал, чтобы «Синяя птица» «восхищала детей и будила серьёзные мысли у взрослых», и мечта его сбылась.