С московской группой Red Tempera и её вокалисткой Викторией я познакомился, как и с другими героями опубликованных на канале интервью, на концертах прошлого сезона музыкального фестиваля Эмергенза. (Интервью с группами Gottwut, Lostsense, Ketamin, Cortex Impulse.)
На мой взгляд Red Tempera прекрасно выступили в полуфинале фестиваля, совместив профессионализм с драйвом и искренностью эмоций. Однако организационные нюансы голосования, о которых я уже не один раз писал, вывели в финал конкурса менее достойные коллективы.
Приблизительно так это выглядело на Эмергензе. Новую версию песни можно послушать на страничке Red Tempera https://vk.com/redtempera
От момента знакомства прошло уже некоторое время. В группе произошли изменения. Об этих переменах, о планах, о группе Red Tempera и других музыкантах, о музыкальных вкусах наших соотечественников и деятельности объединения WhatDaMusic по продвижению творчества молодых талантов мы с Викторией и поговорили:
Расскажи о своем пути в музыку. Ведь Red Tempera – это не первая твоя группа?
Совершенно не первая.И даже не вторая! Всё началось с учебного коллектива. В 14 лет подруга привела меня учиться игре на гитаре, и там преподаватели собирали рок-группы из своих учеников. До этого я 7 лет играла на ф-но и пела в хоре, поэтому меня попросили: «Давай к нам на вокал, а то петь некому». В этой группе я провела лет пять-шесть. Мы делали кавера под руководством преподавателей, учились работе в команде и продуктивности. Я до сих пор хожу к ним на отчетные концерты. А лет в шестнадцать уже были попытки присоединиться к какой-либо группе или создать свою, писать собственный материал. Попытки эти закончились ничем, но зато я познакомилась с некоторыми хорошими людьми.
Следующий раз, когда я попробовала писать что-то своё, случился после ухода с психологического факультета, где я училась. У группы тогда не было названия, и музыку мы играли совсем другую, отличающуюся от того, что делаем сейчас. Меня позвали играть ещё в один коллектив, где я познакомилась с клавишницей Настей Ходыревой. Опыт работы на две группы оказался неудачным - обе группы развалились. И я, Настя и басист моей первой команды Александр Мельников, начали играть втроем, пробовать акустический формат. С тех времен осталась песня «Краски».
Акустический формат, в котором вы втроем иногда играете, - отработанный вариант?
Да. А следующим этапом стала работа в коллективе Ignight. Мы сидели, репетировали и не очень хорошо представляли, что делать дальше. В это время Настя познакомилась с Денисом, который позвал нас к себе. Мы послушали его музыку - нам она очень понравилась! Полтора года мы выступали вместе, наработали опыт выступлений. Но в итоге я ушла и организовала уже полностью свою команду, названную Red Tempera.
Музыку Red Tempera пишешь ты?
Практически, да. По крайней мере, идеи: я приношу в группу идею песни, ребята её аранжируют, и на выходе получается то, что слышите. То есть это всё-таки командная работа. А новый материал пишется вместе с пришедшим в группу зимой гитаристом Николаем. Или я пишу тексты, а он – музыку. Это будет другой формат, другое звучание. И мне очень нравится, что происходит.
Я люблю писать музыку. Последнее время мне нравятся какие-то простые вещи. Я перестала уходить в совсем уж рокешник. Больше смотрю какие-то попсовые фишки, техно, электронику, читку... И мы очень хорошо в плане эмоций сошлись с новым гитаристом.
А твой интерес к рок-музыке с чего начался?
Для меня музыка всегда была скорее учебой и работой, чем увлечением. Но однажды мне подарили плеер, где была сотня песен. И я поняла, что мне интересней слушать более роковые вещи. «Зверей», «Мертвых Дельфинов» - самое тяжёлое, что там было, ха. А ещё у нас в школе старшие классы делали презентации на английском языке. Как-то раз они сделали презентацию про группу System of a Down. Что-то щелкнуло и меня понесло в эту тему.
Может кто-то из молодежи услышит нас, и у него тоже щелкнет. Правда, я не знаю насколько «молодежная» та музыка, что мы пытаемся делать сейчас. Для меня она новая. Чем-то она похожа на французский коллектив Igorrr. Он не очень известен, тем более в России. Мне кажется, что это типичная музыка для музыкантов, для профессиональных ушей.
Видео канала Igorrr Official
Igorr - не группа, а проект композитора и мультиинструменталиста Gautier Serre, который записывает свои альбомы либо один, либо с участием приглашенных музыкантов. Стиль трудноопределяемый - avant-garde metal, breakcore, baroque music, death metal, cybergrind, trip hop. Вот такая эклектика. Прим. БиС.
Есть такой стиль как авант-прог, он же RIO (Rock In Opposition). Слушаешь каждый раз как в первый. Сложно, глубоко, практически неисчерпаемо.
Да, я, может, поэтому и увлеклась в своё время музыкой прогрессив. Это было ново, интересно. Это хотелось переслушивать. Какие-то «фишки» использовать. Сейчас я устала от этой сложности. Хочется один аккорд и одну фразу, но до краев наполненные энергетикой.
А твои музыканты какую музыку любят?
Настя любит, например, God is an Astronaut, она говорит, что музыка нашего нового гитариста чем-то похожа на эту группу. Саша любит что-то более простое. Red Hot Chili Peppers, System of a Down, Nirvana. Он и играет в таком же ключе, любит слэп. Это придает нам индивидуальности.
Участие в музыкальных фестивалях типа той же Эмергензы – это что? Промоушн?
Во-первых, мы любим выступать.
Музыка – своеобразный наркотик?
Да, абсолютно. Когда мы начинали выступать с группой Ignight, то всего боялись, но с течением времени стали артистами, хоть и продолжали «лажать» иногда. А возвращаясь к началу вопроса, конечно промоушн. Хочется же показать всем свою музыку.
Хочется, чтобы люди о вас узнали?
Да, очень хочется. Поэтому я много делаю сейчас в SMM - мне интересна эта тема. Как пролезть, бизнес-пиар – вся вот эта штука.
А шансы «пролезть» с той музыкой, которую вы играете, есть?
В целом - нет, но, на целевую аудиторию – да.
А ваша целевая аудитория большая?
Достаточная, чтобы забить зал на пару тысяч зрителей. Иностранцы-прогеры, которые к нам приезжают, они берут зал на 2000 человек. А «Олимпийский», конечно, вряд ли мы потянем с такой музыкой... Пока наш формат – это небольшие клубы.
Будете объединять уже выпущенный цифровой сингл с новыми песнями в один альбом?
Вряд ли — это совсем разная музыка. И гораздо интереснее сейчас заниматься новым материалом... Из старых вещей мы переписали только «Космос», оставив лишь текст. И она уже есть в том формате, который мы собираемся делать с новым гитаристом. На самом деле старых вещей не так много, всего шесть песен.
А запись собираетесь сделать в только цифровом формате? Только для выкладки в сети?
Да, именно так.
А вот сообщество WhatDaMusic что такое? Расскажи, кому в голову пришла идея всё организовать?
Достаточно забавная история. Один из моих учеников добавил меня в чат ДНК-music. Поначалу мне очень понравилась вся эта идея: сообщество, которое собирает музыкантов, люди, которые могут помочь организовать концерт, и вообще полезные контакты. Я стала с ними сотрудничать, фактически работать на них - абсолютно бесплатно, на волонтерских условиях.
Ты говоришь «было». А сейчас нет?
Нет. Во-первых, меня не устроил стиль их руководства. Изначально организатор этой тусовки выдавал классные идеи и бизнес-план, но в итоге оказалось, что начальство не очень адекватное.
Во-вторых, 12 апреля должно было состояться мероприятие в Paveletsky Space, которое я проводила. Но, оказалось, что площадка Paveletsky Space просто мошенники - они не пустили нас, а организаторов нагрели на деньги. За несколько дней до этого я вручную делала рассылку для всех-всех-всех, кто мог прийти, потратила море времени и сил. Должно было собраться около 100 человек только за счет моих личных усилий.
«Выжившие» собрались в каком-то баре, и начали обсуждать, что же делать дальше.
После этого я приехала к руководству ДНК и сказала, что что-то у них всё косячно: то с одним баром поссорились, то законтачили с какими-то мошенниками... До этого у меня были мысли делать что-то свое, но не было решимости - дело-то достаточно муторное, большая ответственность. Никакого заработка первое время. Но вместе с теми, кто, как и я, остался недоволен…
У нас был чат, отпочковавшийся от ДНК, всего шесть человек. Начали обсуждать, что сделать, но ответственность на себя никто брать не хотел - пришлось мне. Собралась команда, начали встречаться, продумывать план действий. Конечно, не всё получалось, мы же – люди неопытные.
А какая цель у вашего сообщества? Что вы хотите получить в итоге?
Есть разные идеи. У нас в команде пять человек. Достаточно разношерстная компания.
А не боишься, что разношерстная компания будет тянуть в разные стороны? Начнутся разногласия…
Мы и сейчас много спорим… У меня же идея простая. В современном мире музыки стили очень сильно перемешиваются друг с другом. И будущее за теми кто сможет смешивать стили лучше, интереснее других.
Но аудитория-то у разных стилей разная?
Я понимаю, что у всех свои вкусы. Что-то нравится больше, что-то меньше. Что-то не нравится совсем. Но, почему бы за счет хорошей разнообразной тусовки не расширять кругозор людей, которые ходят на наши мероприятия. В мире столько хорошей музыки в разных стилях… Мне прежде всего важно качество. Музыка должна быть хорошо сделана.
Таких людей, которые не в детстве или юности, а в зрелом возрасте начинают искать что-то новое в музыке очень немного. Зато на яндекс-дзене значительная часть аудитории не приемлет рэп. Ни в каком виде. Мало того, есть определенная категория персонажей, которые поддерживают идею о введении музыкальной цензуры. Законодательно хотят запретить те стили, что им не нравятся.
Не знаю. За последнее время я познакомилась с большим количеством рэп-коллективов, которые мне действительно понравились. В детстве я слушала Эминема, но, никогда не думала, что меня потянет в эту сторону.
Понимаю, что есть абсолютно непримиримые к другим стилям. Те, кто видит мир только со своей колокольни. И таких много. Тем не менее…
Таких людей вы как собираетесь чему-то учить?
У нас есть разные векторы. Например, одна из тех, с кем мы начинали WhatDaMusic, больше тяготеет к рэпу и лайтовым стилям. У меня лучше получается собрать рок-тусовку. Другой наш участник — спец по попсе. Но это всё – хобби. А вот концерты большие, куда надо вкладывать, это интересно. Это одна из наших целей. Сейчас каждый по отдельности, но у нас есть общая площадка, WhatDaMusic. Площадка в интернете, потихоньку пополняемая разной музыкой. Я стараюсь искать совершенно разных музыкантов. У меня то ди-джей какой-нибудь, то прог-группа…
И мне по душе идея Игоря, нашего дизайнера, делать опросы — нравится ли вам эта музыка? Наше мнение субъективно. Зависит от наших вкусов. А надо, чтобы публика решала, что ей нравится. Предлагать на своей площадке мы будем всех. И самых начинающих, и больших профессионалов. И будет видно: зашло – не зашло.
«Зашло» - это прекрасно. Но ведь это надо кому-то «продать». Пусть слово «продать» и в кавычках…
У нас есть план. В том числе с участием Red Tempera. Сейчас я обкатываю организацию концертов на волонтерской основе. Потом буду делать уже наш концерт. Может быть с какими-то вложениями, в частности в рекламу. Мы уже создали себе какой-то имидж. Мы что-то делаем, чего-то достигли… Кстати, 18 октября мы проводим вечеринку в центре Москвы. Начало в 18-00. Приглашаем всех-всех. Будет классно.
Поэтому, если сейчас я занимаюсь начинающими музыкантами, то потом есть идеи приглашать уже состоявшихся «больших» артистов. Чтобы это было интересно. Можно работать в разных стилях. Если брать концертное агентство, то ему всё равно, в каком стиле работает артист.
Параллельно я занимаюсь продюсированием некоторых музыкантов. Стараюсь помочь дорасти до какого-то уровня.
Плюс пополняется список контактов с полезными ребятами — звукорежиссёрами, фотографами, студиями… Но, понимание, что на всей этой деятельности много не заработаешь, конечно, есть.
Да, в нашей стране это так. Конечно, были те, кому это удавалось. Но вряд ли они продавали музыку, которую можно назвать хорошей.
Я общалась недавно со звукооператором студии Propeller Sound. Интересный «олдовый» мужик. Обсуждали, что шоу-бизнеса в России нет.
И не было никогда…
Есть какие-то одиночные поп-проекты. Конечно, не на мировом уровне… Но в андерграунде и этого нет. Это свободная ниша. И освоить её было бы очень интересно.
В Америке в 80-е была похожая картина. Но там большую роль сыграли первопроходцы стиля хардкор Black Flag, создавшие независимую гастрольную сеть для инди-коллективов. И ещё лейбл их гитариста, выпустивший значительное число записей ключевых групп андерграундной сцены. (Заметка про American Underground)
Меня вдохновляет то, что я делаю. Я расширяю свой кругозор… Расту как профессионал благодаря окружающим.
Я скажу по секрету, что всё, что мы делаем в этой жизни, по большому счету, делаем для себя.
Ну да. Альтруизм – это вид завуалированного эгоизма.))
А как ты смотришь на проблему оторванности нашей страны на протяжении многих лет от процессов, происходивших в мировой поп-музыке? Большинству, а это где-то процентов 90-95 нашего населения что рэп, что хеви-метал… Они не знают ни того, ни другого. Не видят разницы. И и то, и другое одинаково не любят.
Тут многое зависит от возраста. То, что слушает молодёжь – это странная музыка… Конфликт «отцов и детей», что поделаешь.
Я немножечко о другом. Громадная разница в том, что слушают люди в «столицах» и на периферии. В провинции, так сказать.
Значит надо расширяться по городам. Проводить концерты, музыкальные конкурсы. Может взять хороший пример, типа того же фестиваля Эмергенза…
Но Эмергенза не совсем музыкальный конкурс. Прежде всего это ярмарка по продаже билетов. Кто больше продал, тот и победил.
На мой взгляд это хорошо. Молодые коллективы учатся себя «продавать». Мы на этом опыте реально выросли как профессионалы. Все группы, кого я знаю, и мои ребята из Red Tempera, вся публика ворчит, что Эмергенза - *овно продажное. А я и занималась продажами, я зазывала публику, рекламировала, писала посты. И это мотивация. Мотивация к тому, чтобы научиться себя продавать. А как ещё в андерграунде хоть как-то куда-то выйдешь? Да, никак.
Какие у нас есть андерграундные лейблы? CSBR вот, у них крутая задумка. Но это всё пока узковато, маленький островок.
Рассчитывают на «узкую» аудиторию»?
Среди рок-музыкантов их почти все знают. А вот среди публики… Но идея классная, очень вдохновляет: из репетиционного гаража сделать площадку. Места, конечно, мало, дышать нечем. Зато очень классная атмосфера! Сейчас они выросли, проводят более масштабные концерты в клубах. Мне было бы интересно поиграть с некоторыми из музыкантов, которые у них играют, на одной сцене.
Вернемся к Эмергензе.
Мне в Эмергензе не очень нравится конкурсная основа. Хотя какой-то смысл в этом есть. Всё-таки уметь себя «продавать» очень важно для становления артиста, если у тебя нет отдельного пиарщика.
Плюс Эмергенза позволяет обкатать программу, послушать, как она звучит. Опять же пиар. Опять же концертные фото.
Но конкурсная основа должна на понятных принципах строится. А баллы, которые жюри раздало участникам финала… Какие критерии были применены? Какие принципы? Зрителям осталось совершенно непонятно. Объективность должна быть. В интервью спрашивал музыкантов группы Lostsense: «Поняли, почему вы получили от жюри именно такое количество баллов?». «Нет. Мы вообще не поняли, что и зачем нам говорило жюри» - отвечают.
Я давно хотела походить по разным конкурсам. На вокальных конкурсах, например, существует целый список критериев. Но это поп-конкурсы для поп-артистов. Их всех готовят приблизительно одинаково. Всё красиво, профессионально. А в андеграунде больше всего ценится индивидуальность...
Так вот, я смотрела критерии разных подобных конкурсов - вроде всё должно быть объективно. Но всё равно не бывает так, чтобы все были довольны итогами. Потому, что в жюри тоже сидят люди со своими субъективными вкусами.
Давай от конкурсов вернемся к собственно музыке, которую вы играете. Вот скажи, у рока есть будущее? Или он как джаз, блюз станет музыкой респектабельной, но рассчитанной на узкий круг поклонников?
Да, именно так. Вот джаз. Придуманные в нем «фишки» расползлись по остальным стилям музыки. И из рока элементы используется и поп-музыке, и в рэпе. Развиваться рок будет в смешении с другими жанрами. Будущее именно в этом. А как отдельное направление нет. Всё, что можно, в роке уже придумано.
Но, рок с рэпом тоже начали смешивать достаточно давно. В конце 80-х, начале 90-х. Можно вспомнить Anthrax, Rage Against the Machine…
Молодежь слушает либо что-то максимально простое типа Билли Айлиш и её подражателей. Или вот русская группа «Кис-Кис». Темы самые простые и приближенные к жизни, подростковые: секс, отношеньки, вписки, алкоголь...
Секс и алкоголь вечные для рока темы. Об этом пели те же «Роллинги» на заре карьеры…
Только здесь это сделано менее профессионально, а пиар, видимо, на уровне. Видимо, это и популярно - быть беспечными, отвязными и простыми… Либо это остросоциальные темы. Достаточно сложные тексты.
А это делается искренне? Или это в русле стремления «продать» себя?
Мне кажется, что искренне. Хотя всегда есть и так, и эдак. Вот группа Shotparis. Там вокалист с нестандартной внешностью и нетрадиционной ориентацией, по крайне мере с виду. И при этом классно поёт! Явно слышен закос под «Агату Кристи», но всё это как-то абсолютно по-новому. Совершенно безумная музыка. Шиза. Это кайфово. И это очень популярно, причем среди всех поколений. Потому что реально остренькое.
У многих рэперов тоже раскрываются социальные темы. Маргинальность, чернуха, но жизненная.
А обилие матершины не напрягает?
Я спокойно к этому отношусь, если это правильно использовано. Если музыка на уровне «два притопа – три прихлопа» и тексты глупые -то тогда это отвратительно. Один знакомый дал послушать песни группы «Бычий цепень». Жесть, это невозможно слушать. А он и другие товарищи только такую музыку и слушают - у них такой менталитет. На мой взгляд это ужасно. Это тоже рэп, но совсем андерграундный, с (ура!) узкой целевой аудиторией.
Сейчас часто красота музыки в эстетике отвратительного. Всё переворачивают и делают по-честному. Монеточка та же самая. Она же очень честная.
А мне показалось, что честности там нет. Только расчет. И что это точно просчитанный чей-то проект.
На мой взгляд, она талантливая. Да, за неё взялись и сделали настоящую артистку. Очень хорошую и профессиональную.
Ещё из артистов Гречка неплоха. И Хаски, очень по-умному сделанный проект. Интересные тексты.
А я не воспринимаю тексты отдельно от музыки. Если музыка мне не нравится, никакой текст тут не поможет. Для меня вокал – это ещё один инструмент в музыкальной палитре. А текст… Без обилия обсценной лексики, без грамматических ошибок, не затрагивает какие-то выходящие за границы цивилизованности темы? Ну, и ладно.
Я тоже тексты слушаю в последнюю очередь. Из-за этого бывает сложно переключаться на рэп.
Вот. Моё поколение 50-летних поэтому и не слушает рэп. Что слушать? Ни одного Пушкина в рэпе нет – прямо скажем. А музыка-то где? Тоже нет?
Зато есть энергетика. Взять, например, Бейонсе. Тексты не особо, но зато офигенная вокальная техника. На ней всё держится. И пусть там один аккорд, нечего играть. Совсем. Но зато барабанные сбивки классные сделаны. Ну и все слышат, что она очень круто поёт.
Ты – музыкант. Ты это понимаешь. А процентов 95 жителей нашей страны не понимают. У них музыкальный вкус отсутствует, так у них его никто не воспитывал. А альтернатива музыкальному воспитанию – пошлая эстрада по телевизору, рэп и шансон.
Люди не слушают новую музыку…
Они в значительной части никакую не слушают.
Можно включить радио.
Приличные радиостанции есть в больших городах. Среди них можно что-то выбрать. Хотя и здесь целые музыкальные пласты просто игнорируются. А в провинции и этого зачастую нет. Там дефицит и музыки и музыкальных групп.
Значит это хорошее поле для развития.
А как вы продвинете там музыку Red Tempera, например?
Собрать шоу. Зацепить не только музыкой.
Чем зацепить публику не только в столицах, но и по всей России? Раздачей бесплатных блинов?
Если делать тур по городам России… Кстати, наткнулась недавно на группу Voodoo Idol. Очень понравились, хотела бы поиграть с ними на одной сцене. Вот они делают туры по всей стране. По крайней мере, с виду у них всё здорово получается.
Видео канала Voodoo Idol
Группа Pitchblack, играют метал, и тем же самым занимаются, катаются по стране. И ведь у них что-то получается. Хотя это тоже андерграунд тот ещё.
Не только в моем поколении, а всегда и везде есть люди, которым не хочется быть как все. И они начинают слушать рок-музыку. Кто-то всю жизнь слушал Цоя, а потом к ним приехали условные Voodoo Idol. И у людей возникает вопрос: «А что, так можно было?» Потенциальные слушатели есть, просто их надо ловить, выцеплять. Тех, кто хоть немножечко в этой роковой теме.
Молодости свойственно не понимать и не принимать безнадежность ситуации. И поэтому молодым и дерзким иногда удается невозможное. Пожелаю Виктории успехов в её интересных, но очень трудных начинаниях. Удачи ей и всем музыкантам Red Tempera!