Не секрет, что каждому периоду истории присущ свой тип человеческой внешности. Женская красота, красота мужская меняются с течением лет и столетий...
Сегодня я расскажу о мужской красоте эпохи Возрождения на примере картин Тициана.
Прежде мне никогда не встречалось столько замечательных мужских образов, принадлежащих кисти одного художника...
Итак, "Портрет мужчины с перчатками".
Один из самых ранних мужских портретов Тициана. Перед нами юноша лет 22-23, с едва намечающимися усиками на идеально овальном лице. Облик в высшей степени поэтический - и в то же время реалистичный.
Юноша выглядит задумчивым и немного мечтательным, однако взгляд его спокоен и уверен. Губы сжаты в твердую линию, черты лица правильны и гармоничны.
Одет юноша очень опрятно и почти празднично. На нем чистая сорочка с кружевным воротником и манжетами, тёмный камзол; на руке виден драгоценный перстень. По всей видимости, юноша принадлежит к высшему сословию; быть может, учится в университете или занимается науками.
Перед нами - настоящий "герой своего времени": красивый и внешне, и духовно. Через набор общих чёрт, которые будут повторяться художником в его последующих работах, Тициан хочет показать нам подлинного человека эпохи Ренессанса.
Следующий портрет - "Император Карл V с собакой".
Известно, что во время позирования между императором и художником завязались дружеские отношения. Тициан узнал, что Карл V чувствует себя очень одиноким человеком, далеким от придворной жизни, уставшим от формальности и официоза. Художник изобразил императора в простой, хотя и красивой одежде, и поместил около него собаку - существо истинно преданное и верное. Особенно поражает лицо Карла V и его простое, искреннее выражение. Взгляд императора устремлён вдаль... Что он видит там? Что надеется увидеть?.. Как бы то ни было, а такое лицо удивительно пленяет и располагает к себе.
Третья картина -"Портрет молодого человека".
Перед нами зрелый мужчина, сильный и уверенный в себе. Полный достоинства и внутреннего величия.
Высокий, широкоплечий, с твердым решительным лицом, он производит впечатление состоявшейся личности.
По счастью, мы знаем имя этого мужчины и характер его деятельности. Перед нами Ипполито Риминальди, юрист из итальянского города Феррара.
На последнем портрете изображён кардинал Аллесандро Фарнезе.
Перед нами типичный итальянец -- черноволосый и темноглазый, с яркими полными губами и несколько томным взглядом. Во всем его облике сквозит сдержанная страстность, так присущая всем итальянцам...
У Алессандро Фарнезе удивительная судьба. Он приходился внуком Папе Римскому Павлу III и именно по его назначению стал кардиналом... На тот момент ему было всего 14 лет. Алессандро Фарнезе называли "великим принцем Возрождения", так страстно он покровительствовал наукам и искусству.
Несмотря на духовный сан, он был весьма любвеобилен и имел множество любовниц. Одна из них, прекрасная куртизанка Анжела, была увековечена Тицианом в его полотне "Даная", сделанном по заказу молодого кардинала...
(Подробнее об этой картине - Тициан. "Золотой дождь" прекрасной Данаи )
Все портреты, вышедшие из-под кисти Тициана, показывают нам людей эпохи Возрождения - как правило, гармоничных и цельных личностей. Стремительный взлет и развитие искусства и науки способствовали становлению совершенно нового типа человека. И не просто становлению, но сохранению его в веках...
Удивительная вневременность портретов великого живописца, кажется, является залогом этого.
Поставьте 👍, если статья показалась Вам интересной.
Если же Вам понравились заметки, добро пожаловать на мой канал:)
Читайте также:
Диего Веласкес. Весть о супружеской измене