Максим встречает меня среди поблескивающих на полках корешков книг. Я, открыв рот, стою посреди магазина «Букинист» и влюблёнными глазами смотрю на тома Брокгауза и Ефрона. Становится понятно, что хронология запланированных вопросов летит в тартарары. Я не удивилась бы, если б Максим оказался, скажем, топ-менеджером «Роснефти» или владельцем актуального хайпового бизнеса, но он – специалист по антиквариату. Точнее, по антикварным книгам.
Пока Максим варит кофе, я расспрашиваю его о профессии. «Она на втором месте по «ненавидимости» народом после депутатов Государственной Думы», - смеётся он. И когда я спрашиваю, почему, поясняет:
Обыватели считают, что антиквар сидит в своём магазине, с одной стороны стоит очередь из людей, мечтающих сдать ему хорошие вещи за рубль, а с другой стороны стоит такая же очередь из тех, кто хочет всё это купить за миллион.
Откуда берутся эти шедевры?
Что-то люди приносят, что-то коллеги предлагают, иногда бывает и на аукционах покупаем. Но самых интересных «экспонатов» - прижизненных изданий классиков – здесь нет. Они находятся в другом магазине.
Ого! Так вы, как говорится, владелец заводов, газет и пароходов?
Нет, конечно. Хотя издательство есть. :-)) Книги подарочные издаем.
О том, как личность создаёт реальность
Максим, после всех отзывов и комментариев о фестивале, всех волнует главный вопрос: кто же вы такой?
Понимаю, да. :-) (улыбается). Из-за этого многие и не приехали. :-)
И как же так получилось, что…вот БАЦ! И фестиваль?
Я сам всё это слушаю, а мероприятий подобного толка нет, кроме одноразовых отдельных концертов. Отечественный рок умер, по моему мнению, когда вышел из подвалов – в 90-е всё закончилось, и на наших рокеров народ не собрать. Они всё лето ездят по стране, выступая на разных мероприятиях - какой смысл делать всё то же самое? Фестивальная тема в нашей стране перенасыщена. Можно, наверное, разделить рок-фестивали на два типа: мото-фестивали, где своя субкультура, и фестивали семейного формата, куда люди едут просто потусить. А мне… Мне хотелось сделать мероприятие, чтобы люди ехали слушать музыку. В противном случае это может быть фестиваль чего угодно.
Почему «BIG GUN»?
Потому что название сингла «AC/DC» звучное и запоминающееся! кто в теме, тот сразу всё понимает. :-)
Вы меломан?
У меня есть приятель, который знает всё про всех. Он как ходячая энциклопедия. Про кого ни спроси - он всё расскажет: кто где когда играл, какой проект создал и так далее. Я не настолько хорошо разбираюсь в этом - я просто люблю музыку, и, конечно, есть несколько особо уважаемых команд: «Helloween», старый «Accept» с Удо, «Blind Guardian», «Pain» под настроение... К «Metallica», как ни странно, равнодушен, а вот к «Rammstein» - нет! Кстати, после фестиваля мой плейлист очень расширился, потому что прежде чем решить, везти группу или нет, я все отслушивал.
После фестиваля он у всех расширился! Такое ощущение что вы руководствовались принципом «невозможное возможно». Просто захотели и сделали.
Да, во многих вопросах такой подход. Не надо говорить «смотри, как кто-то делает, давай сделаем то же самое». Куда интереснее делать что-то свое, что-то новое, не такое как у всех. Вот и с фестивалем также получилось: что нам, сидеть плакать, что у нас в стране нет такого феста? Надо брать и делать.
Уже есть! (смеёмся)
О закулисье фестиваля
Фестиваль планировали еще год назад, но тогда, во-первых, прокатили с площадкой, а во-вторых, из-за чемпионата мира по футболу мы столкнулись бы с большими трудностями по согласованию, повышенным требованиям к безопасности и так далее. Да и людям было не до этого - все смотрели футбол. Хорошо, что этого не случилось. Всему свое время.
Технически это как выглядело?
Я переписывался с менеджерами артистов, выяснял даты, райдеры, гонорары. И для нового фестиваля процесс пошел уже сейчас.
То есть подготовка заняла…?
Полгода. Начали заниматься этим в ноябре, а потом был длительный перерыв на рождественские каникулы, когда ни до кого в Европе было не достучаться. Примерно с конца декабря до начала февраля был полный «мертвяк». Кто-то писал прямым текстом: я буду сидеть дома на диване, есть имбирное печенье и наслаждаться жизнью. Никто не против, конечно, ну а вопросы когда решать? Та же ситуация, когда менеджер находится в туре с группой. Единственное, что он отвечал на все мои запросы – «я вернусь тогда-то». И всё. Решить онлайн было ничего невозможно. Этот «бизнес по-европейски» создавал определённые сложности, но всё это, к счастью, побеждаемо.
Как вы оказались в Дракино? Сочетание музыки heavy-metal и стилистики места было просто отличным!
Площадку искали около года. Изначально хотели арендовать аэродром Дракино, но руководство было против, потому что не хотели «закрывать» небо – сезон прыжков с парашютом и так короткий, а тут ещё и распогодилось! Вот тут-то и обратили внимание сначала на парк-отель, а после, по их подсказке, и собственно Остров.
Вообще, в Дракино всем понравилось... Зачем менять его на что-то ещё?
Понимаю, и всё же в следующий раз площадка, скорее всего, будет другая – есть свои нюансы. Сейчас ведем переговоры. Посмотрим, что из этого получится.
Вам кто-то помогал?
Да, в какой-то момент присоединилась девушка-администратор. Технические райдеры сразу уходили в компанию М-зал, которая ставила сцену, звук и свет – они сами держали связь со «звукарями» групп. А администратор занималась тем, что согласовывала перелёты, заселение и сводила воедино все бытовые райдеры.
Об артистах
Я правильно понимаю, что состав «BIG GUN 2019» сложился из тех, кто смог приехать?
Кого-то добывали специально, кто-то попросился сам. Отслушали очень многих – часто агенты начинают предлагать команды из своего пула. Их, безусловно, тоже рассматривали. Кого-то нашли случайно – например, швейцарских девчонок («Burning Witches»). Кстати, когда они прислали документы на визу, выяснилось, что у них сменилась вокалистка. Их менеджер Мартин просил не сообщать об этом до официального объявления.
То есть барышня, которая выступала - это новая солистка?
Да, новая. В старых клипах другая. Но свежая, как мне кажется, отлично вписалась в коллектив! «Nervosa» тоже очень хороши... Их особенно ждали некоторые байкеры-охранники. :-)
Вы «Nervosa» прямо из Бразилии привезли?
Нет, они были в европейском туре. Заехали к нам из Испании. С заокеанскими коллективами чаще всего так и делают.
Турки («Saints 'N' Sinners») тоже удивили! Как вы их нашли?
Они нас сами нашли и прислали запрос на участие. Мы их послушали и решили пригласить. Отлично ребята отыграли! И почему в Анталии такое не включают??? :-)
Да, в южных странах любят совсем другое…
Я всегда, бывая где-то, захожу в музыкальные магазины и прошу дать послушать местные группы, играющие что-то тяжеленькое. Но вот в Италии сколько ни спрашивал – ответ практически всегда был одинаковый: мы мелодичная нация, у нас нет такой музыки. Так, например, у «Black Rain Again» была проблема – им, по факту, не давали хода, предлагая играть либо нечто более попсовое, либо, на худой конец, каверы - мол, не итальянскую музыку играете, ребята. Как-то весной в интервью они упомянули, что едут на Big Gun. И после этого, с их слов, словно кран открылся: пожалуйста, играйте своё! Мы вам обеспечим любой промоушн!
Видимо, в Италии эта часть музыкальной культуры находится в очень глубоком андеграунде…
Сложно сказать. В Италии есть приятные коллективы, но они все больше симфоник, мелодик и так далее. Те же «Temperance» хоть и играют задорно, но все равно смотрят в сторону симфоник.
О сложностях и непредвиденных обстоятельствах
Кто из артистов был самый дорогой и сложный?
«U.D.O.». С одной стороны, они были самыми беспроблемными - сами занимались организацией своего визита: брали билеты, оформляли визы и так далее. Но в то же время они были и самыми требовательными. По прибытии в отель их менеджер сразу выдал расписание на день выступления - в субботу в 9 утра их техники уже были на площадке. Все подключили, проверили, убедились, что все работает… а потом сложили все в гримерку и забрали ключ. Это при том, что по графику их выступление стояло на поздний вечер! Вот и получилось, что на целый день одна гримерка «выпала». Но ничего не поделаешь – таковы их требования! Ну а так не сказал бы, что с кем-то были проблемы. Разве что «Temperance» и «Visions of Atlantis» поменялись местами по своей инициативе. Они написали об этом дня за два-три до мероприятия и сказали, что сами договорятся. Впрочем, у некоторых команд всё же были приключения. Итальянцы «Black Rain Again» специально прилетели в Москву пораньше, но на следующий день им пришлось ехать во Внуково забирать инструменты, потому что авиакомпания не отправила багаж вместе с самолётом.
Они, наверное, «Alitalia» летели? (эта а/к славится забастовками диспетчеров, пилотов и персонала аэропортов – прим.ред.)
Нет, не «Alitalia»…
Неужели KLM? (они часто теряют багаж)
Нет… с KLM была другая история: из-за них норвежцы («Guardians of time») и испанцы («Vhaldemar») до последнего не знали, прилетят ли они вообще. Обе команды должны были прибыть поздним вечером в среду. Однако испанцы прилетели только утром в четверг, а норвежцы – прямо к своему выступлению вечером. Они писали, что сидят в отеле около аэропорта и не знают, прилетят ли вообще. В итоге они приехали с самолёта прямо на сцену – из-за этого даже пришлось их местами с другими командами менять. Думаю, где-то просто бастовали авиадиспетчеры… «Rage» вообще прилетели без инструментов – багаж «настиг» их уже в отеле после выступления. Англичане «The Treatments» со своими инструментами встретились в аэропорту на обратном рейсе. А вот багаж «Rage» надо было обязательно доставить в отель, потому что следующим утром все они улетали из разных аэропортов в разные места – но всё, к счастью, сложилось.
Всё равно никто из слушателей ничего не заметил. :-)
Конечно! Потому что профессионалы играют на любых инструментах, как в анекдоте про скрипку Паганини. К тому же мы позаботились о запасе сессионных инструментов, и они, как видите, пригодились.
О фестивале для людей
Изначально было принято решение, что по части быта на площадке всё будет сделано для людей. Мы сразу отказались от «ароматизированной зоны» синих кабинок (те, что там стояли – это «местные», они там всегда стоят). Также и с душевыми – они должны быть полноценные, горячие и бесплатные. Тем, кто ставил питание, в ультимативной форме было сказано, что вода должна стоить не дороже, чем в магазине. И питьевая вода стоила по 20 рублей.
Ну…продавали всё равно по 100. :-)
По 100 – это холодная «Бонаква» в баре, но и по 20 была. :-)
Но предлагали сначала ту, что по 100. :-)
Это да, но я сам лично отследил, чтобы они завезли нормальную воду. Это предмет первой необходимости, нельзя на нем наживаться.
Очень хорош был сидр «Лось и кедр»!
Ребята предлагали, по-моему, 12 или 13 сортов сидра! Напиток народу понравился, как говорится, «зашел»! Думаю, в следующем году мы продолжим сотрудничество. Опять же у них «Vhaldemar» всю ночь зависали и пели песни. :-)
У них все там зависали! :-) (что правда)
Максим берет паузу и отвечает на пришедшие ему сообщения, а я снова любуюсь книгами. Потом разговор переходит на то, что металхеды - самая интеллигентная часть музыкальной тусовки.
Да, народ ведь и правда съехался интеллигентный. Ну да, люди были в подпитии, но все культурно сидели в амфитеатре и вели интеллектуальные беседы, никакой матерщины и неадеквата замечено не было! Никто нигде не валялся усиняченный, полиция скучала - ни поножовщины, говорят, ничего! Тоска у вас зелёная! Доктор тоже «недоволен»: 18 обращений за 4 дня, самая сложная и страшная жалоба была на укус осы! В общем, сплошное разрушение стереотипов!
А со «звёздами» фестиваля – японцами – вы успели познакомиться?
Виртуально – да. Они мне писали через «ВК» и выясняли все подробности. Больше всего их интересовало расписание выступлений по дням, т.к. надо было билеты на самолет брать. Через пару дней смотрю – два билета куплены. Где именно они узнали про фестиваль – я понятия не имею, но, тем не менее, они прилетели! Вообще, география была очень обширная: Москва, Калининград, Йошкар-Ола, Нижний Новгород, Челябинск, Екатеринбург, Краснодар, Питер, Калуга, Курск, Тула, Пермь… Народ приехал из огромного количества мест, и все были счастливы!
Про следующий год
А был кто-то, кого вы хотели привезти, но вам отказали?
Приглашали многих. Кто-то вообще не ответил, с кем-то не совпали по датам, кто-то предложил обратиться в концертное агентство, с которым они работают в России.
Может в следующем году получится?
Сейчас работаем над этим, так что все возможно. Но планку понижать не планируем. Отступать некуда! Только вперёд и вверх! Пока не буду озвучивать перечень рассматриваемых артистов, да и все переговоры пока на самой начальной стадии. Хочется закрепить за фестивалем репутацию мероприятия, на котором выступают те, на чей приезд уже никто не надеется. «Helloween», к сожалению, сейчас не ездит в туры. Были мысли привезти «Skid Row», но в этом году их не было в Европе, и мы не совпали по датам – они плотно гастролировали по Штатам. На «ZZ Top» удалось выйти напрямую через знакомых, но у них были гастрольные каникулы.
Может быть, менеджмент артистов, которые уже выступили, замолвит за вас словечко?
Очень на это надеюсь. Многие менеджеры теперь знают, что с нами можно вести дела. Насколько я знаю, на первый фестиваль многие музыканты опасались ехать – было много вопросов без ответов: что за организатор? Что за место? Что с размещением и организацией площадки? И тому подобное. Все подписали контракты, но тем не менее боялись, так как не знали, чего ожидать, куда едут, что это за Серпухов вообще. То есть со стороны музыкантов была определённая тревога. Но после феста мы получили массу благодарственных отзывов как от самих артистов, так и от их менеджеров, что, безусловно, очень приятно. :-)
Уникальная получается ситуация: вам не доверял никто – ни слушатели, ни спонсоры, ни артисты, и всё равно это произошло. Как это чувствуется вообще?
Наверное, именно это называется: «Чувство выполненного долга». :-)) Мы никого ни в чем не подвели и не обманули – все заявленные артисты приехали и выступили, быт организовали согласно своим же обещаниям, демократичность цен на еду/питье выдержали. А теперь надо уже про следующий год думать – будем продолжать, раз всем понравилось. :-)
Очень многие российские музыканты в комментариях писали, что хотели бы выступить на фестивале. Вы планируете рассматривать чьи-то кандидатуры?
В настоящее время пока не задумывались об этом. Возможно, будет какой-то отбор типа конкурса или зрительского голосования – не исключено. Очень много заявок. А ведь ещё и иностранцы просятся, и агенты предложения шлют! В этом году, например, когда line-up был свёрстан, мне написали французы: мы, мол, не видим французский флаг!
Слава фестиваля бежит впереди фестиваля. :-)
Это, скорее, неплохо. :-)) Очень многие просятся. Шведы, немцы, израильтяне…
В Израиле тоже есть металл??? :-)
Да, очень бодрые граждане. :-) Что касается других, повторяться пока не готовы. «Lechery», например, написали, что у них альбом вышел, и они снова готовы приехать. :-) Но на второй год хотелось бы пригласить всех новых артистов.
Уместно спросить про финансы?
Я не выплыл…
Всем понятно, что фестиваль был убыточным, но это были ваши личные средства, или был какой-то спонсорский пакет?
Личные. На первое мероприятие к неизвестному организатору ни зрители, ни спонсоры в очередь, к сожалению, не выстраиваются. :-)
Спрашивают про две сцены…
Пока против. Обычно одна сцена основная, вторая дополнительная; и на основной половину дня играют известные артисты, а на дополнительной с 9 утра по полчаса вместе с «чеками» играют малоизвестные команды, которые толком никто и не слушает. Получается 20-25 групп за день, а перед кем они играют? Это неуважение к музыкантам – я так считаю. Понимаю, что музыкантам хочется у себя в портфолио написать «мы выступали на таком-то фестивале среди таких-то команд», а на самом деле – даже не на одной сцене с ними и «ни перед кем». А если на сценах выступления чередуются, по факту они мешают друг другу саундчеками. Это мы проходили, когда я участвовал в организации мото-фестивалей. Вот дорастём до формата «Waken» – тогда подумаем. :-))
Как относитесь к идее краудфандинга? Многие писали, что поучаствовали бы.
Никак! В прошлом году пробовали – ни копейки не собрали, и в новом году слабо в это верится. Такую форму меценатства не рассматриваем вообще. :-) Вон, одна очень известная группа недавно собирала себе на альбом – с трудом насобирала.
А как насчёт однодневных или двухдневных билетов?
Однодневные будут. Думаю, билеты будут поступать в продажу «порциями», и первая партия пойдёт, когда определимся с площадкой. Их будет ограниченное количество, но они будут на все 4 дня по цене однодневных! Возможно, со временем будет какая-то трансформация в сторону увеличения дней – но это уже далеко идущие планы. :-)
А уже решили, какова будет стоимость билетов?
Финишная не изменится: 6000 рублей на 4 дня. С однодневными пока не определились. Пока могу только сказать, что цена билета будет зависеть от дня.
А жители окрестных посёлков вокруг Дракино жаловались на музыку?
Всё было в рамках закона.. По нормам удаленности от жилья и уровню шума мероприятие вписалось в санитарные нормы. Приезжали сертифицированные специалисты, которые замеряли непосредственно в посёлках уровень шума и подтвердили, что всё в рамках нормы. Удобно было то, что сцена смотрела на «амфитеатр», который упирался «спиной» в песок и тем самым гасил звук. Но недовольные всё равно нашлись – как без этого.
Что больше всего понравилось лично вам?
Наверное, больше всего мне понравились довольные гости фестиваля – ведь в первую очередь Big Gun делался для них! Если честно, не видел полностью ни одного выступления – всё время была какая-то суета. Но! Считаю, что фестиваль состоялся!
…На этой позитивной ноте к Максиму в магазин приезжает гость, и мы прощаемся. В последний момент я делаю фото портрета императора Александра второго, на который я смотрела всё интервью. Под фото – цитата: «Никакой другой воли не будет... Трудитесь и работайте». Именно такое впечатление сложилось у меня о Максиме. Спасибо, Макс, за фестиваль! Мы уже ждём следующего лета. :-)
Беседу вела: Катрин Миронова.
Фотографии предоставили: Катрин Миронова и Пётр Гергерт.
Интервью создано при поддержке сообщества музыкантов: «Музыканты России».
Вступайте в группу Live Show Голос Рока ВКонтакте:
Подписывайтесь на наши каналы:
Яндекс Дзен: https://zen.yandex.ru/id/5ba4792f2e368400a92152a8
Instagram: https://www.instagram.com/liveshowgolosrocka
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UC3x4vP0gL3SiPtZf3a9dI8