Магазин «Книжный» пока ещё на техническом открытии, но уже успел произвести резонанс в инстаграм-сфере города. Да, именно с инстаграма началась история первого в Волгограде книжного магазина-кофейни. Сарафанным радио передавались фотографии красивого места, а на вопросы восторженных людей «Где это?» был один ответ: «В Горьковке».
Но это оказалась не франшиза, да и никакой большой босс за этим не стоит. Открыла магазин обычная семейная пара, Юлия и Василий. Мы поговорили с ними о бюджете на открытие, какие книги можно взять в аренду и что интересного есть в меню.
Как выбирали помещение
Юлия
Идея возникла давно, но сначала всё было на уровне разговоров. Потом мы всё-таки подумали, что можно это сделать и начали искать помещение. В планетарии как раз сдавалось классное место, тоже с большим окном. Площадь чуть поменьше, чем в библиотеке, но у него отдельный вход с улицы, сзади, если заходить справа от главного входа.
Мы сначала пытались попасть туда, но не получилось. Сложно работать с какими-то муниципальными организациями, они достаточно консервативны, с трудом воспринимают что-то новое. Им страшно, что сейчас что-то поменяется, придут какие-то люди, будут мусорить, пить, курить. В общем, не сложилось с планетарием. Мы расстроились, но продолжили поиск.
«Планировали вложить тысяч 400. По итогу на открытие потратили немногим меньше миллиона»
И нашли помещение в Горьковке. Оно было идеально. Мы сразу представили, как оно будет выглядеть и что можно здесь сделать. Но, чтобы его сдали нам в аренду, нужно было полгода ждать, пока они просто одобрят нашу кандидатуру. Много инстанций проверяло наши документы, рассматривало их. И только через 6 месяцев провели аукцион, на котором мы выиграли – и смогли забрать помещение в аренду.
Документы мы подали в декабре, в мае подписали договор аренды, и только в августе открылись.
Сколько стоит открыть книжный магазин и кофейню в Волгограде
Юлия
Мы планировали вложить тысяч 400. Но правду говорят предприниматели, что надо умножать всё на 2. У нас даже больше вышло – на открытие потратили немногим меньше миллиона.
После вопросов о деньгах становится грустно. Страшно говорить такие цифры. Когда это какие-то гипотетические деньги, то тебя это не пугает. Но когда ты понимаешь, что именно ты должен эти деньги вернуть, то становится страшно.
Василий
Мы взяли кредит, но что-то дали родственники, поверив в нас. Они были тут с открытия, им очень понравилось.
Юлия
Мне кажется, что наши друзья и родственники, да и мы сами до сих пор не поняли, что происходит. Они нас просто не видят и начинают спрашивать: «Что вы делаете? Почему у вас нет времени ни на что?» А мы даже не можем объяснить. Это огромный поток каких-то задач, мы здесь теперь живем.
Как переделывали помещение
Василий
С самого начала здесь была одна большая комната. В 2 раза больше этого помещения. Мы сделали стенку из гипсокартона, полки для книг. Разделили помещение на 2. Чтобы там был проход, мы установили дверь. Там сейчас касса и ксерокс.
Здание старое, ремонт лет 30 не делали, даже электричество тут не проводили. Пришлось делать отдельную проводку. С водопроводом проблемы были. Воду, которая здесь, мы для гостей не можем использовать. Помимо воды мы еще и отопление поменяли. У нас сейчас у окна подоконник, чтобы сидеть, а раньше там посередине была огромная батарея.
Юлия
Сделать веранду здесь очень сложно. Нам здесь ничего нельзя, даже вывеску повесить. Я думаю, что в следующем году мы будем об этом думать, сейчас уже сезон заканчивается. Может только если какие-нибудь пуфики получится вынести на улицу.
«Скоро будет больше книг, поставим лестницу, чтобы доставать издания с верхних полок. Будет ещё один стол для гостей»
Василий
Пока у нас техническое открытие. И большинство, к сожалению, пока ассоциирует нас с кофейней, а не с книжным магазином. Но скоро будет больше книг, поставим лестницу, чтобы доставать издания с верхних полок. Будет еще один стол для гостей, ждем реставрации. Всё-таки мы придем к тому, что нас будут называть книжным.
Когда пришли первые клиенты
Василий
Мы открылись абсолютно без рекламы, без вывесок. На входе даже надпись «Мы открылись» не все замечают, она сливается.
Юлия
На самом деле мы сами были в очень приятном шоке, когда с первого же дня к нам пошли люди. Это невероятное ощущение, когда мы все в делах, а тут открываешь инстаграм и видишь эти сторис, где люди пишут какие-то приятные вещи. Люди с других городов пишут: «Я сам из Волгограда, а живу в Питере/Москве, и как это круто, что вы сделали». И вот это реально дает силы что-то делать дальше, не падать от усталости.
Где покупают мебель
Юлия
На «Авито». Почти вся мебель из Питера приехала. Мы подключили всех друзей, кто-то ездил покупать туда, потом здесь друг помогал реставрировать. Вся мебель, стулья и столы разные, но примерно в одном стиле. Все-таки мы в библиотеке, здание с историей. Не хотелось контрастировать с этим зданием, делать что-то супермодерновое. Хотелось влиться сюда.
Мы за zero waste, за второе использование, вот дали мебели вторую жизнь. Ей уже очень много лет, и, я думаю, столько же она еще прослужит. Я люблю мебель из «Икеи», но вряд ли через 50 лет на «Авито» кто-то будет покупать такой стул. А натуральное дерево со временем становится только лучше, оно приобретает с годами эти потертости.
Как делят обязанности на работе
Юлия
Всего нас трое, есть ещё бухгалтер. Книгами, документами и всем таким занимаюсь я. Василий занимается всем, что касается кофе. А какие-то мелочи – кто может, кто свободен.
«С некоторыми изданиями мы напрямую сотрудничаем. Кто-то делает скидки, за счет чего мы не повышаем цены»
Я работаю до сих пор на основной работе в IT сфере, а Василий работал в общепите. Сил совмещать две работы у меня нет (смеётся). Это оказалось очень тяжело. Я не представляла, что буду как феечка порхать в магазине с книжечкой в руках. Я была готова, что будет нелегко. Но когда свободное время ты тратишь только на то, чтобы спать, и ни на что больше, то, конечно, это тяжело. Но у меня нет выбора.
С какими издательствами сотрудничают
Юлия
У нас есть «Артемий Лебедев», «МИФ», «Ad Marginem», «Individuum», «КомпасГид», «Время», «Карьера пресс», «Аркадия». Мы выбираем книги с хорошей бумагой, либо с интересной тематикой. Те, которые приятно поставить на полку. Детские книжки стоят немало, но они очень классные.
Василий
С некоторыми изданиями мы напрямую сотрудничаем. Кто-то делает скидки, за счет чего мы не повышаем цены.
Юлия
Делая первую закупку, я ориентировалась на свой вкус, а сейчас мы с удовольствием слушаем какие-то предложения. Например, нам скинули список книг по урбанистике. Мы сейчас рассматриваем, что получится из этого купить.
Василий
К нам даже из библиотеки некоторые люди приходят иногда: «А можно заказать, я хотел бы такую-то книгу». Мы записываем, я Юле скидываю, и следующей партией мы закажем этим книги.
«Я стараюсь выбирать не одноразовую литературу, а что-то такое, чем хочется после прочтения поделиться»
Юлия
В первую очередь мы ориентируемся на новые книги, современные. Потому что у нас здесь библиотека, и привозить классику было бы странно. У нас много нон-фикшена, книги о проблемах, которые сейчас актуальны. Современная проза тоже есть, но они из тех, которые я, например, в первую очередь хотела бы почитать. Книги, которые заставляют о чем-то задуматься. Я стараюсь выбирать не одноразовую литературу, а что-то такое, чем хочется после прочтения поделиться.
В начале сентября ребята поедут в Москву на большую книжную ярмарку и принимают заказы. Пишите им в инстаграм.
Какие книги можно взять в аренду
Юлия
Пока мы решили, что новые книги только продаются. Кому-то важно, чтобы книга была новая, кто-то покупает на подарок. А для аренды у нас поддержанные книги, с красными ценниками. Часть из нашей библиотеки, часть то, что нам принесли. Люди активно приносят нам книги, это радует. Редкие и интересные издания мы также покупаем и ставим на полку для аренды.
Когда накопится много, мы их разберем и часть, наверное, отдадим в библиотеку и сделаем какую-нибудь благотворительную распродажу. На вырученные деньги закупим в детскую больницу книги или поможем приюту для животных. И книгам вторую жизнь дадим, и в хорошее дело вложим.
«Если книгу топили в ванной или залили чернилами, придется целиком остаток себе оставить и похоронить с почестями»
Когда человек берет книгу в аренду, мы заключаем с ним договор. Человек вносит задаток в размере стоимости книги. И когда он ее приносит, мы вычитаем, сколько он нам должен за аренду и возвращаем разницу. Если что-то с книгой случилось, мы удерживаем какую-то часть на восстановление книги. Но если ее топили в ванной или залили чернилами, придется целиком остаток себе оставить и похоронить с почестями.
Если человеку книга понравилась, и он решил её оставить себе, можно не возвращать. Мы ждём, пока накопится сумма, равная её стоимости, и пробиваем по кассе.
Почему сами не готовят кофе
Василий
Мы проходили курсы бариста с Юлей в Long Bird, когда он ещё живой был. Приезжала девочка из Москвы, помогала его открывать. Это было полтора года назад. Потом работа в общепите, но там не такой уровень, здесь надо лучше. Поэтому мы сразу наняли бариста, который хорошо готовит. Я умею готовить, но не профессионально.
Что в «Книжном» по меню
Юлия
Сейчас у нас есть сэндвичи, зефир, печеньки, бывает «Птичье молоко». Но мы в первую очередь книжный магазин. И вряд ли будем расширять линейку еды. У нас немного посадочных мест, часть на подоконнике. Если человек там будет сидеть, ему будет неудобно есть кусок торта. И плюс у нас книги, их можно читать, пока пьешь кофе. А чем больше еда пачкается, тем больше риск.
Вообще мы открыты для любых предложений. Нас про матчу спрашивали, и мы думаем экспериментально попробовать закупить.
Как ещё заботятся об экологии
Василий
У нас уже постоянные гости, работники библиотеки. Мы их приучили, что в свой стакан скидка 10%.
Юлия
Для напитков есть металлические трубочки. Есть и одноразовые, но они не пластиковые, а бумажные. Также крышки из тростника, они тоже разлагаются. К сожалению, стаканчики такие еще не делают, и в России их невозможно найти.
Василий
Закупка таких крышек и трубочек стоит в разы дороже пластиковых. Большие фирмы не хотят отказываться от пластика. Например, пластиковая крышка стоит рубль, а такая крышка 5-6 рублей.
Мы тоже понимаем, что это очень много. Это просто надо на государственном уровне как-то менять. Должны поменяться налоговые вычеты, чтобы предпринимателям стало это выгодно.
Юлия
Еще мы сдаем в переработку мусор от кофейни. ТетраПак, пластик, бумагу мы сортируем, моем, складываем в подсобке, а потом отвозим.
Для книжек у нас есть упаковка. Тем, кто у нас покупает книгу, мы ее бесплатно упаковываем в бумагу. У нас нет пакетов. Сэндвичи на вынос тоже упаковываем в бумагу.
Что купить в «Книжном» помимо кофе и книг
Юлия
У нас есть много открыток от классных волгоградских художников. У Illustore мы сами когда-то покупали открытки и, когда открывались, сразу ей написали. Ксения Вязова – подруга нашего бариста, он её к нам привел. Есть открытки и от Дарьяны Иоды. Мы когда их увидели, подумали, что это как раз наша тема. Тем, кто приезжает, всегда прикольно купить что-то про конкретный город. Не просто магнитики, а что-то действительно классное. Я бы с удовольствием отправила бы друзьям с других городов такую открытку из Волгограда.
Также здесь можно найти и наш собственный мерч с писателями. Его мы запустили, когда еще только искали помещение. Чтобы, когда мы открылись, люди хоть что-то о нас уже знали. Мы попробовали сделать футболки, скетчбуки и наклейки. Но производство – это затратно. Чтобы продавать за деньги, нужно делать очень большие объемы. У нас немного не хватило сил и средств. И мы не готовы были уходить в это полностью.
Мы готовы сотрудничать и с другими художниками. Было бы классно, если бы кто-то для нас нарисовал какие-то иллюстрации на книжную тему. Но нужно будет обсуждать нашу наценку, потому что мы все же не благотворительный проект, нам тоже нужно хоть что-то зарабатывать.
У нас еще можно купить шоперы вместо пакетов, а также скетчбуки, значки и блокноты.
Когда ждать классных мероприятий
Юлия
Мы хотим что-то сделать, но не в ближайшем будущем. Думаю, будем сотрудничать с библиотекой, сами что-то придумаем тоже. У нас есть фортепиано, наш барита частенько вечерами играет. Гостям нравится, нам тоже. Может, какие-то музыкальные вечера будут.
Кто их гость
Юлия
Человек думающий. Надо как-то запасть в душу, чтобы человек хотел возвращаться снова и снова. Возможно, это разные причины. Кому-то интересны книжки, кто-то приходит в наш спокойный уголок тишины, где можно отдохнуть, почитать и выпить кофе. Приходят с детьми. Кто-то приходит послушать музыку, когда бариста играет. Кто-то приходит просто за кофе. Поэтому пока о каком-то общем портрете говорить сложно. К счастью, к нам возвращаются многие.
Василий
Тут 2 типа: кто приходит за книгами и кто приходит за кофе. Одна часть – девушки из инстаграма, идут сюда за кофе и фотографиями. И люди, которые реально разбираются в книгах, им по 25-40 лет, уже со своим мышлением. Они покупают книги, с ними можно пообщаться на интересные темы. Для них кофе – это между прочим.
«Это было как с парашютом прыгнуть. Когда ты уже из самолета сделал шаг – тебе некуда деваться, ты просто летишь. И мы так же»
Но четкого разделения нет. И сейчас, что меня радует, мы сделали очень хорошую детскую подборку. Изначально это было незаметно, и мы начали предлагать тем, кто приходит выпить кофе, «посмотрите книги». И нам нравится, когда дети сидят, тоже читают.
Пока мы общались, заходила девушка. Общалась с Василием и рассказала, что люди обсуждают, какое агентство все это придумало, что это очень крутой концепт. «А оказывается, это вы сами», – удивляется она.
Василий
Вот девушка – она организатор выставки, которая здесь проходит, из Москвы ребята. И они каждый день теперь к нам приходят, им нравится. Один из них говорит, что в Москве нет раф кофе, а у вас есть. А там все не то. И нам очень приятно, что есть такие отзывы, что люди советуют нас друзьям.
С какими сложностями сталкиваются
Юлия
Формат был на поверхности, но не все думали, что могут взять и открыть. Я тоже так не думала. Я всю жизнь была уверена, что люди, которые что-то открывают, какие-то особенные люди, что у них огромный опыт, что надо быть ресторатором, работать управляющим, ты должен всё это знать и быть суперкрутым.
Перед открытием я читала много книг, в том числе по бизнесу, чтобы знать, на какие грабли не наступать. И действительно самое сложное – принять это решение. Выдохнуть. Взять кредит. Потому что это было очень страшно. Это было как с парашютом прыгнуть. А когда ты уже из самолета сделал шаг – тебе уже некуда деваться, ты просто летишь. И мы так же. Когда мы все это начали, то эти глобальные проблемы куда-то отодвигаются. И ты уже просто решаешь маленькие: сделать ремонт, это купить, это привезти, это сделать, ты решаешь, решаешь, а в итоге сидишь, смотришь вокруг, и думаешь: «Ого, это мы сделали?»
Остается дальше продолжать бежать, как марафонец, чтобы не сдаваться, чтобы дальше все шло, работало. Если это людям надо, то круто, значит, правильно сделали. Значит все не зря.
Но я хочу предупредить всех, у кого есть мечты. Подумайте 10 раз, 20, 500… У нас есть друзья, у которых тоже свой бизнес, и я спрашиваю у них: «Скажите, а будет легче?». Надо быть готовым к тому, что ты откажешься просто от всего, от всей жизни и будешь заниматься только этим. У нас просто нет детей, только кошка дома, которая нас ждет. И мы не живем дома, мы не видим друзей, родственников, мы не отдыхаем.
«Мы как на батарейках, работаем от положительных отзывов людей»
Очень хотим сходить в кино на Тарантино, но мы третью неделю не можем решить, сможем ли мы найти 3 часа, чтобы сходить. Мы забыли, что такое сериалы, я не читаю книги, хотя я всегда много читала. Мне остается только полчаса, когда у меня на работе обеденный перерыв, я могу почитать. Пока ни на что времени нет.
Бывает такое, накатывает, когда хочется домой, под одеялко, но ты подпитываешься положительными эмоциями. Мы как на батарейках, работаем от положительных отзывов людей.
Давайте встретимся с вами через год, и я расскажу, стало легче или нет.
Полина Ольхова