"Как молоды мы были, как молоды мы были,
Как искренно любили, как верили в себя..."
(Пахмутова и Добронравов, песня "Как молоды мы были")
-- Как у вас поднялась рука убить старушку за 10 копеек?..
-- Ага-а-а... А десять старушек -- это уже целый рубль!
(чернушный анекдот)
Когда-то, ещё задолго до перестройки, кооперативов, песни торжествующей конкуренции, залоговых аукционов и превращения людей в волков для себе подобных был такой занятный фильм -- "Моя любовь на третьем курсе" (1976). Собственно, любовь как таковая присутствует там в исчезающе малом количестве и, подозреваю, служит лишь маскировочным названием для исследования весьма острых общественных проблем -- каким боком иногда может вылезти вполне понятное человеческое стремление к лучшей (материально) жизни, каковы побочные эффекты у конкуренции, а также -- оправдывает ли цель средства. В качестве объекта исследования зрителю предложен коллектив студенческого стройотряда: командир, комиссар и широкие народные массы, в меру сил пытающиеся воплотить в жизнь идею коммуны. С одним нюансом: отрядная коммуна пахнет относительной уравниловкой в заработке, в то время как коммуна бригадного типа ежечасно, ежеминутно возрождает капитализм подразумевает активную конкуренцию, порой и не всегда честную.
Жаль, конечно, что стройотряду не полагался инквизитор Эйзенхорн, способный мгновенно раскусить ересь в самом зародыше и отправить еретика-командира на Бульдозер Покаяния, дабы превозмогал. Комиссар же не стал разжигать конфликт и фактически самоустранился, поддержав инициативу командира о бригадных коммунах -- чтобы, так сказать, ширнармассы нахлебались вожделенной конкуренции до блевоты, выстрадали и осознали. Может быть, именно так давно и нужно было сделать как с идеологией украинства, так и с капиталистическими иллюзиями, вызванными у масс всяческими "голосами" да "властителями дум" -- дать нахлебаться, окунуться, так сказать, в Мир Мечты (см. "Отягощённые злом" Стругацких), только вот знать бы ещё сразу, сколько крови прольётся при этом, да подумать хорошенько, стоит ли благая цель таких жертв и не становится ли соучастником попустительствующий...
Хорошая цитата в тему из заметки "Романтика в советской жизни" о тех самых яростных стройотрядах и эволюции оных в шабаш-монтаж-конторы:
"И вот в 58-59-х появляется нечто принципиально новое. Возникают хорошо знакомые нашему поколению Студенческие Строительные Отряды. Их отличие от всех предыдущих форм молодёжных объединений очевидно: ССО – это организация оплачиваемого труда. Хотя про «яростные стройотряды» всё ещё пели песни, да и ребята ехали туда в огромном большинстве искренние, в кратчайшие сроки идея социалистического соревнования («кто больше сделал для страны») была заменена на состязательность иного рода – «кто больше заработал за лето». ССО очень скоро стали делиться на выгодные и невыгодные. Социальным двойником ССО стала бригада «шабашников». Т.е. тех, кто в свой законный отпуск ехали на стройки и зарабатывали «длинный рубль». С характерным позднесоветским лицемерием ССО в официальной риторике награждался самыми тёплыми эпитетами, в то время как шабашники были объявлены «носителями чуждой идеологии» и «явлением-с-которым-мы-боремся». Хотя различия между первыми и вторыми таяли на глазах. Результат был достигнут: то, что совсем ещё недавно было порывом, стало расчетом. Наличие в каждом ССО таких официальных должностей, как комиссар, комсорг и командир отряда, только увеличивало растущую пропасть между реальностью и «официальной говорильней». Имеющее цену, как известно, не имеет ценности."
То есть бригада шабашников -- это то, во что фактически пытается превратить студенческий стройотряд продвигающий идею "Догоним и перегоним Америку" "Материальное благосостояние превыше всего" командир отряда. Ну да, ну да, как же без материального благосостояния-то, сколько же можно превозмогать... "Этот Выбегалло заявлял, что все беды, эта, от неудовольствия проистекают и ежели, значить, дать человеку все – хлебца, значить, отрубей пареных, – то и будет не человек, а ангел." Постсоветские министры-капиталисты образования улыбаются и машут идеей "квалифицированного потребителя": "Творцы нам тут на х... не нужны. Криэйтором, Вава, криэйтором".
А вот и живое проявление вышеупомянутой "чуждой идеологии": отрядный водитель, наткнувшийся на увязшую рабочую машину, безуспешно попытавшийся её вытащить, но успешно застрявший, по-братски делится хлебом с тем, кто сидит тут уже вторые сутки без всякой помощи (связи нет, проходящие мимо машины почему-то не останавливаются) только для того, чтобы осознать, что взаимопомощь и конкуренция слабо совместимы, когда вызволенный почти что друг вместо того, чтобы вытащить и своего незадачливого спасителя, жмёт на газ и уходит за горизонт -- ибо нехрен тратить время и силы, вытягивая, как выяснилось, своего прямого конкурента. И незадачливый спаситель отстраняется командиром-еретиком от работы за рулём, как не справившийся, ибо нехрен проявлять широту души и помогать кому ни попадя, т.к. человек человеку -- конкурент. Добро пожаловать в реальную жизнь, как говорится.
"Дружеский" разговор у костра между командиром и комиссаром тоже заставляет призадуматься: командир практически открытым текстом говорит комиссару, что раздавит его, если тот встанет на пути "того, кто знает, как надо", -- а комиссар воспринимает это лишь как фигуру речи, эдакую дружескую шуточку, будучи не в силах реально представить себе пистолет в руке друга и его слова "Боливар не вынесет двоих". До перестройки оставалось не более десяти лет, до Великого Дерибана -- чуть больше, а Боливар-то уже запыхался.
Вынесенная в название любовь всё-таки тоже частично присутствует в фильме: командир не гнушается цинично использовать для достижения собственной цели влюблённых в него женских особей. Так, например, отрядный доктор на собрании говорит о колхозной столовой уже не то, что лично видела своими бесстыжими глазами, а то, что нужно командиру, ибо надо же поддержать возлюбленного даже несмотря на полную бесперспективность этой любви (у него своя более любимая девушка в городе осталась, если что, он этого и не скрывал).
Да и вообще практически все методы командира -- прекрасная иллюстрация тезиса "Цель оправдывает средства": ну и что, что мы спаиваем рабочих, получая материалы за бутылку, зато какую школу мы отгрохаем для их плодов пьяного зачатия детей! Эдакая сферическая цель в вакууме. Школы, столовые, дворцы из стекла и алюминия, как в четвёртом сне Веры Павловны... Ну вот как-то так, например, как в логическом апофигее у тов. Кржижановского:
"Сами работники, из которых иннерваторы брали все наличие их сил, стали жить в просторных и светлых дворцах, получая изобильную пищу, но радовало ли их это - неизвестно. Психика их, отрезанная от внешнего мира, изолированная в их разлученных с мускулами мозгах, не давала ни малейшего знака о своем бытии."
А всё потому, что настоящему прорабу перестройки и светлоликому борцу за всё хорошее против всего плохого пофигу судьбы человеческого пиломатериала. Главное -- разрастание ради самого разрастания (см. смысл существования человечества по великому гуманисту Сахарову), а то, что такая концепция практически до полного сходства совпадает с определением капитала у Вернера Зомбарта и с описанием функционирования раковой опухоли -- это всего лишь случайное совпадение, не правда ли?
Особенно если взглянуть из нашего постсоветского мира победившей ереси.