1990, реж. Сэм Рейми
Задолго до «Человека паука» между «Зловещими мертвецами 2» и «Армией тьмы» режиссер Сэм Рэйми, еще не расплескав юношеского задора и невероятной энергии, которой с годами у него поубавится, сделал «Человека тьмы» – фильм в стилистике комикса, когда еще комиксы на экране были не в моде и считались скорее уделом маргиналов. Посмотрите, например, «Капитана Америку» Альберта Пьюна 1990 года.
И вдруг в тот же самый год, что и нелепый «Капитан Америка», выходит фильм-комикс, поставленный не по комиксам. А знаете почему? Просто Рэйми, чувствуя потенциал графических романов для большого кино, вынашивал планы экранизации мистического неонуара «Тень», но права на постановку так и не выпросил. И тогда он сделал собственную «Тень» – «Человек тьмы».
Главный герой Пэйтон Уэстлэйк – настоящий ученый (Лиам Нисон) – работает над созданием «искусственной кожи» – изобретением, которое изменит мир, а его сделает знаменитым. И по какой-то нелепой причине к нему на работу попали важные документы его подружки (Фрэнсис МакДорманд). Вот за этими бумагами и заявляется в лабораторию Уэстлэйка Роберт Дюран. Дюран – настоящий злодей со своей фишечкой: он коллекционирует пальчики. Пальчики – в прямом смысле этого слова. В начале фильма он очень эффектно отрезает пальцы своему конкуренту ножницами для сигар. А окружают его очень колоритные бандиты – о такой команде подручных мечтает любой злодей из комиксов. Среди них и Тед Рэйми – брат режиссера и постоянный обитатель культовых фильмов. Уэстлэйка уродуют до неузнаваемости, а его лабораторию взрывают. Скрывая от всех, что он жив, в прошлом доктор, а теперь никто превращается в супергероя – Человека тьмы, – который будет мстить обидчикам, лишившим его любви, науки и славы. Используя искусственную кожу, он уничтожит всех подельников Дюрана один за другим, пока не доберется до самого главного.
Фильм моментально стал объектом любви среди тех, кого сегодня принято называть «гиками». Ну и вообще всех, кто любил качественный экшен. И любит ныне – даже сегодня «Человек тьмы» смотрится как новаторский. МакДорманд – еще совсем свеженькая, Лисон – лишь пристреливается к амплуа экшен-героя, а Дрэйк играет свою лучшую и самую узнаваемую роль. В конце же приятный сюрприз для фанатов «Зловещих мертвецов» – камео Брюса Кэмпбелла.
Сэму Рэйми очень повезло, что он не получил права на «Тень», которая, кстати, все же была экранизирована в 1994 году, но уже австралийцем Рассселлом Малкейхи. И, между прочим, тоже стала визуально насыщенной, яркой и получила в итоге статус культа. Но, если сравнивать эти вещи, я, долго подумав, выбрал бы «Человек тьмы». Какой-то он душевный что ли. И злодей там что надо.