Найти в Дзене
Common sense

О политике "без политики". Часть 1. Кто эти депутаты?

В последнее время, в связи с нарастанием турбулентных процессов в стране, население стало всерьёз интересоваться избирательным процессом.

Ряд оппозиционных политиков вовлекли в процесс большое количество молодёжи, в том числе, несовершеннолетних, граждан, находящихся в экзистенциальном поиске, и другие группы электората, которые не очень глубоко разбираются в политических реалиях современности.

Эта серия статей предназначена для того, чтобы на примерах разложить по полочкам устройство выборных органов.

Про Монтескьё, Ликурга, Джона Локка и разделение ветвей власти, увлеченный читатель всегда может найти информацию в Википедии, нам же предстоит разобраться в конкретных и частных случаях, учитывая современную действительность.

Слева направо: Монтескьё, Ликург, Джон Локк.
Слева направо: Монтескьё, Ликург, Джон Локк.

Для первого примера возьмём законодательный орган обобщённого региона (а большинство выборов проводятся именно в законодательные органы, условно называемые парламентами) перед выборами.

В каждом регионе местный парламент называется по разному. Названия варьируются от Законодательного Собрания, до Народного Хурала. Наиболее благозвучное из них: "ДАО" - Дума Астраханской Области.

В среднем в Парламенте региона может состоять около 50 депутатов. Они занимаются, прежде всего, принятием областных законов, утверждением областного бюджета, установлением налогов и сборов.

Все остальные важные действия, которые мы видим лично - такие как ремонт и прокладка дорог, работа ЖКХ (например когда отключают воду), любое строительство в городе и прочее выполняется исполнительной властью, под контролем аппарата губернатора и глав администраций на местах. Ключевых людей в этой структуре - мэров городов мы уже не выбираем, после реформы местного самоуправления 2014 года.

Это не к депутату, это к главе администрации района, или к его заму по ЖКХ.
Это не к депутату, это к главе администрации района, или к его заму по ЖКХ.

Депутатов усредненного парламента стабильного региона можно разделить на 4 группы:

  1. 12 депутатов - старожилов-работяг. Это не публичные политики. Они избираются не первый созыв, голосуют на заседаниях "как надо", вы их скорее всего даже не знаете. Но именно они занимаются подготовкой бюджета, законопроектов и другими действительно важными вещами. Кроме того, они поддерживают канал связи с федеральным правительством. В публичной части избирательной кампании, как правило не участвуют, проходят в состав парламента, в основном "по спискам".
  2. 12 депутатов - крупных региональных предпринимателей, которым нужно лоббировать интересы своего бизнеса (уменьшить налоги на определенную отрасль, получить землю в аренду на льготных основаниях и пр.) Ещё их интересует депутатская неприкосновенность. Они как правило оплачивают общую избирательную кампанию, также иногда помогают правительству решать трудные вопросы: построить стадион, содержать футбольную команду региона, закрыть зарплаты протестующим сотрудникам обанкроченного производства etc. Именно за их счет избираются первые 12. В ходе выборов они побеждают или в составе списка или по избирательным одномандатным округам, где не выставляются сильные оппозиционные кандидаты. А как же? Им нужны гарантии.
  3. 12 депутатов - просто представители партии власти, "селебрити". Как правило, уважаемые учёные, ректоры ВУЗов, главврачи, в последнее время в моду входят спортсмены. Они нужны для "укрепления списка" и имиджа "правящей партии" на голосовании. Как правило они пользуются действительной популярностью у населения и у них есть общественные группы поддержки или административный ресурс (например свои сотрудники и студенты). Такие депутаты избираются не в списке, а по "своим", притертым округам.
  4. Оставшиеся 14 депутатов - это лидеры оппозиционных партий в регионе, предприниматели, надеющиеся расширить влияние своих организаций (застройщики, ритейлеры и др.), разного рода авантюристы, оставшиеся без работы чиновники, начинающие "яркие" политики. Интересно, что это, как правило, случайные люди, которые не знают зачем им нужно работать в законодательном органе, но рвутся туда за статусом. Кроме того в эти 14 человек пытаются протолкнуть своих сторонников члены группы предпринимателей для усиления лоббистских возможностей.

Как правило, три первых группы ходят из созыва в созыв, с незначительными изменениями в составах: кто потерял свой статус, кто заболел, кто состарился, а кто и умер. Некоторые работают на "одном и том же месте" ещё со времен СССР.

Люди, которых мы видим на предвыборных плакатах ведут реальную борьбу вокруг этих 14 мест. Об этом, стоимости депутатского кресла (30 млн.), подготовке к избирательному процессу и экономике выборов в следующих материалах.

Речь в статье, конечно, идет не о Российской Федерации, а о другой стране, с некоторым сходством в политическом устройстве.

Сказка ложь, да в ней намек..
Сказка ложь, да в ней намек..