В книге “Как вернуть речь после инсульта” я нашла хитрый лайфхак развития речи, который звучал так:
прежде установите коммуникацию с помощью невербальных каналов, а затем не заметите, как начнётся вербальная коммуникация.
Далее в книге предлагалось нарисовать карточки с особо важными действиями в жизни и показывать их пациенту с инсультом. Одновременно с карточками изображать жест. Со временем пациент, перенесший инсульт, сначала учился глазами отвечать на карточку, потом показывать пальцем на карточку. Далее изображать жестами то, чего хотел. И уже после этого невербальная коммуникация переходила в вербальную.
После прочтения книги я начала рисовать карточки с картинками первой необходимости: кушать, хочу это, мама, папа и т.п. Затем приклеила эти карточки в разных углах квартиры на уровне глаз ребенка. И как только проходила мимо карточек рассказывала малышу, что там нарисовано и тут же изобретала жест. Так за два месяца к 11 месяцам малыша у меня наладилась невербальная коммуникация с малышом. Далее каждый новый жест малыш осваивал за три дня. А к 1,5 года малыш научился изобретать свои жесты и доносить до меня своё желание.
Вот каким жестам можно научить неговорящего малыша. Пишу из моего опыта невербальной коммуникации с двумя детьми.
1. Папа работает или на работу пошел - два указательных пальца стучат друг об друга.
2. Звонит телефон, дай телефон - ладошку к уху приложить.
3. Идем гулять - два пальчика шагают или активно топать ногами на одном месте со словамм топ-топ.
4. Покажи что хочешь или куда хочешь - на всё показывать указательным пальцем и спрашивать слово “это?”.
5. Пока, до свидания - махать рукой.
6. Привет - руки в сторону, типа “рад встрече”.
7. Люблю - воздушный поцелуй.
8. Спасибо - кивать головой.
9. Дай - ладошкой приманивать к себе.
10. Знак окей, все хорошо.
11. Нельзя, не нравится - качать указательным пальцем влево-вправо со словами “ай-ай”.
12. Хочу кушать - пальчик показывает на ротик со словами “ам-ам”.
13. Поедем на машине - крутим вымышленный руль в руках.
14. Брат в школе - рисовать указательным пальцем круги на противоположной ладошке, типа брат пишет там.
15. Брат на борьбе - кулаками махать вперёд со словами бокс-бокс.
16. Перед тем, как открыть дверь, шкафчик - сжимать свой кулачок и делать тук-тук со словами “тук-тук”.
Кстати, в некоторых книжках по раннему развитию детей рекомендуется аж с пелёнок внедрять жестикуляцию в жизнь с ребёнком. Я же начала её внедрять с 9 месяцев. И в завершении скажу, что нейропсихологи утверждают, что
речь запускается через праксис пальцев рук (произвольного действия и умение владеть ими).
Именно праксису и учит жестикуляция.
. . .
p.s. Сейчас вы прочитали статью из блога в яндекс.дзене, в котором собраны лайфхаки по запуску речи у малыша из жизни мамы-нелогопеда, которая прочитала сотню книг по дефектологии, нейрологопедии и неврологии за первые два года в декрете.
Попробуйте сами запустить речь вашего малыша! У вас получится! Ведь у меня получилось запустить речь малыша-молчуна к 1,5 годам. Правда начала я этим активно заниматься с его 9 месяцев тишины в голосе.
В жизни я сейчас III год в декрете и пишу книги с лайфхаками для мам и пап. Если вам нравятся мои рассуждения и мысли в текстах, то вам точно понравится моя книга «52 фишки адаптации ребёнка к детскому саду» и другие на ЛитРес.
© Яна Терентьева