Российский авторынок сжимается. Сжимается уже давно. В некоторые годы был рост, но рост этот был искусственный. Его стимулировали всякие госпрограммы. Они и сейчас есть, типа "Первый автомобиль" и "Семейный автомобиль", но теперь они уже не работают. А почему?
Потому что, несмотря на то, что говорят по телевизору, денег у людей преимущественно нет. То есть они как бы есть, их хватает на жизнь, на бензин, на вещи. Но не получается откладывать столько, чтобы купить новую машину. Подержанную - да. Но не новую. Вот почему наш вторичный рынок больше первичного в несколько раз (а в Китае наоборот).
И даже кредит - это уже не панацея. Потому что за кредит надо платить, а их уже и так набрано немало. Ипотека, кредит на телевизор, кредит за отдых в Турции, долги по кредитке.
Какое-то время кредиты обеспечивали рост экономики. И в развитых капиталистических странах это работает уже многие десятилетия. Люди берут больше кредитов, экономика растет, люди берут ещё больше кредитов и так далее по замкнутому кругу. Но в России этот круг прервался. Кредиты брали, но экономика не росла, потом кризис, ещё один кризис, в итоге никакого экономического роста, у людей нет денег.
Другая причина - это дорогой доллар. Понятно, что в России как бы рыночный курс, но Центробанк и Правительство могут на него влиять, однако не влияют в той мере, в которой можно было бы. По словам разных политических и экономических экспертов (в том числе об этом говорит индекс Биг-Мака) курс рубля к доллару завышен примерно в два раза, то есть реальный курс - это примерно 30-35 рублей за один доллар.
Можно погрузиться в экономику и рассказать, почему это выгодно правительству и олигархам, которые торгуют природными ресурсами (если коротко, то так как они продают ресурсы за доллары, им выгодно, чтобы за один доллар в обменниках давали как можно больше рублей). Но у меня автомобильный блог, так что лучше акцентирую внимание на том, что из-за высокого доллара мы не можем позволить себе купить импортные машины. На мировом рынке цена на них не изменилась, но в рублях она стала в два с лишним раза выше по сравнению с докризисными временами, ведь мы получаем зарплату в рублях. Именно поэтому маленькая Toyota C-HR стоит бешенные два с лишним миллиона в бедной комплектации с дохлым мотором. Именно поэтому никто не покупают Хонду.
Ещё одна причина - повышение НДС. Вроде бы повысили на чуть-чуть, всего на 2%, но в действительности повышение больше. И на автомобилях это отражается особенно. Автомобиль - это сложное устройство, которое собирается из многих деталей. И на каждую эту деталь НДС повысился на 2%. Нехитрые подсчеты говорят о том, что цены на машины выросли из-за этого минимум на 5%. У кого-то больше, у кого-то меньше.
В этом году по идее должны были быть убраны все заградительные пошлины на иномарки в связи с вступлением России в ВТО. Вообще-то это хорошо и означает, что теперь можно покупать иномарки по ценам машин, произведенных в России. Но нет, потому что вместо пошлин появился утилизационный сбор, который ничуть не меньше.
Есть и другие причины, но хотелось обсудить ещё вот какой вопрос: будет ли просвет? Подешевеют ли машины в ближайшее время? Ответ: нет. Машины не подешевеют и выбор больше не станет (разве что за счет китайцев). И даже если доллар упадет (что вряд ли) цены все равно заметно не снизятся, потом что компаниями нужно дополучить ту упущенную прибыль, которую они недополучают сейчас.
А по сему мой прогноз будет пессимистичным: машины будут только дорожать, а ездить нам придется на дешевых машинах, на которые в былые времена мы и смотреть-то особо не хотели. Простите за испорченное настроение. Если есть, что добавить, комментарии открыты.
Ещё почитать:
Что хорошего было в старых машинах и нет в современных
"Ты лишаешься всего и сразу...как только вырубает электричество"