В 1848 году председателем «Всеобщего немецкого учительского союза» был избран Адольф Фридрих Дистервег. Будучи педагогом по зову души, он преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Вуппертале, затем занимал должность директора учительской семинарии в Мёрсе (1820—32) и Берлине (1832—47). Всю свою жизнь Дистевег настойчиво выступал за светскую школу и невмешательство церкви в образовательный процесс, а так же выдвинул требование единой народной (национальной) школы. Паралельно с основной деятельностью Адольф Дистервег издавал педагогический журнал «Rheinische Blätter für Erziehung und Unterricht» (1827—1866) и ежегодник «Pädagogisches Jahrbuch» (1853)-(1867). Многие из идей этого замечательного человека до сих пор используют учителя по всему миру.
Но что значит быть учителем? В чём вообще заключается идея учительства?
Учитель – это тот кто грамотно и правильно передаёт учение. А что является учением в современном мире? Кто-то понимает под этим некие эзотерические или религиозные тексты, но я полагаю, что это набор знаний, в целом. Знаний, которые накопило человечество за время своего существования. И понятно, что все сферы знаний один человек чисто физически не в состоянии охватить. Поэтому знания разделяют на сферы и изучают когда раздельно, а когда в совокупности с другими сферами.
Чтобы накопленные знания не канули в лету, человечеству необходимо их передавать от поколения к поколению. И именно в этом заключается основная деятельность учителей и педагогов. Вопрос передачи знаний очень щепетильный и должен иметь перечень качеств, обладая которыми, человек по праву может называть себя учителем.
Что делает учителя учителем? Без сомнения, тут должна быть увлечённость той сферой, в которой кандидат на звание учителя пытается реализовываться. Помимо этого учитель должен обладать невероятным терпением и глубоким уважением к своим ученикам. Здесь уважение нужно понимать, не как некое преклонение и потакание всему, что ученики вытворяют (наоборот, хороший учитель строг. Но строгость эта проистекает не из деспотичности, а из стремления привить дисциплину и систематизировать занятия предметом у своих учеников. И если после проведённого урока у ученика не возникает интереса к продолжению познаний в данной сфере, его учителю стоит повышать свои педагогические навыки или сменить поле деятельности). Уважение учителя к ученикам, это прежде всего вежливость и умение показать свои благородные манеры.
Что же мы видим в современном мире расплодившихся учителей всех мастей, коучей, наставников и прочих лиц, примеряющих на себя образ педагога.
В большинстве своём, это люди, не готовые считаться с чужим мнением. Им безразличен ученик, они рассматривают данную сферу деятельности, как бизнес, а ученика, как покупателя своего продукта. При этом и подать-то продукт многие не способны. Я не раз сталкивался с коучами, которые хамят своим ученикам, матерятся и выдворяют тех, кто задаёт неудобные вопросы. Эти люди не могут называться учителями, потому как не являются ими. Зачастую их продукт и не продукт-то в общем. Это нечто наспех состряпанное, чтобы по-быстрому продать и нагреть на этом лёгких денег. Они пускают рекламу, которая, как змей-искуситель, манит вас приобрести этот курс, обещая особые знания и/или баснословные прибыли, которые ждут вас после обретения этих знаний. Но на практике выясняется, что это были в пустую потраченные время и деньги.
Что же делать, чтобы не попасть с таким «педагогам».
Таких псевдомастеров следует настойчиво игнорировать, оставляя мошенника без наживы. Внимательно изучайте предложение, которое педагог сформировал в своём рекламном материале. Изучите кандидатуру самого педагога и отзывы людей, прошедших его курс(ы). Что получили эти люди на выходе, пригодились ли им эти знания в их дальнейшей жизни. А главное, не ведитесь на рекламу курсов тех предметов, которые не увлекают вас до бессонницы и потери аппетита! Приобретайте курсы только в тех сферах, которые вам по-настоящему(!) интересны! И всегда оставайтесь бдительны, когда вам на глаза попадается реклама от очередного мега-гуру. В большинстве своём эти гуру просто не хотят работать и ищут лёгких денег. Но труд настоящего учителя – это тяжёлый, но благословенный труд! И только такие учителя дадут вам не только знания, но и мотивацию для дальнейшего развития. А с некоторыми вы и вовсе станете хорошими друзьями на долгие годы!
Что хотелось бы сказать в конце. Замечательный педагог Адольф Дистервег как-то сказал: «Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным». Ищите настоящих учителей, как жаждущий ищет в пустыне источник. Не прельщайтесь миражами и следуйте за своей мечтой! И у вас всё получится!
Алексей Лебедев