.
" Она делает женщину более привлекательной, а у мужчины подчёркивает черты его характера". (Дидро)
Мужчины и женщины всегда уделяли большое внимание причёске. Красота - качество, которое ценилось во все времена. Всё, что считалось модным, считалось и красивым. И причёска всегда зависела от моды. А поскольку представления о красоте всё время менялись, то и причёска в разные века выглядела по-разному.
Древние времена
- ассирийцы, персы и египтяне отдавали предпочтение пышным причёскам. Чтобы легче достичь вожделенной пышности в ход шли парики. Уже тогда вовсю применялись завивка и окраска волос.
В древности у этих народов, не завитые волосы символизировали горе и траур.
У древних германцев и кельтов также были в почёте длинные, но распущенные волосы. Такая причёска у мужчин считалась символом свободы и власти.
Древняя Греция
Жители Греции гомеровской эпохи (12 - 8 вв. до н. э.), и мужчины и женщины, для создания своих модных причесок применяли завивку и окраску волос.
Древнегреческие модницы не ценили свой естественный цвет волос и хотели быть похожими на свою златокудрую богиню красоты Афродиту. Они широко использовали различные щелочные составы для осветления своих волос.
В особо торжественных случаях состоятельные греческие модницы даже припудривали свои прически золотым порошком.
Светловолосая древнегреческая богиня
Моду в женских прическах Древней Греции задавали гетеры.
В то время существовала прическа, которая так и называлась "прическа гетеры": волосы укладывались на затылке и, либо покрывались куском ткани, либо собирались в специальный мешочек.
Гречанки, причесываясь, поднимали завитые волосы вверх и, поддерживая их с помощью лент, собирали в пучок.
Это и была популярная до сих пор прическа - "греческий узел".
Она имела множество вариантов, но в её основе всегда был объемный пучок кудрявых волос на затылке.
Женская прическа "Лампадион" была одной из разновидностей "греческого узла" :
завитые локоны собирались на затылке в виде короткого конусообразного пучка, напоминающего пламя костра:
- Прически древнегреческих мужчин своей мягкостью формы напоминали женские. В период 7 - 6 вв. до н.э. мужчины могли носить длинные завитые волосы, которые либо заплетались в косы и укладывались вокруг головы, либо собирались в низкие пучки.
Статуя Аполлона Бельведерского демонстрирует нам довольно женственную прическу под названием "бант Аполлона" или "цикада". Длинные завитые пряди волос уложены надо лбом в форме банта. В то время ( ок. 330 - 320 до н. э.) эту универсальную прическу могли носить не только мужчины, но и женщины.
В 3 -2 вв. до н.э. стала популярной мужская прическа, названная в честь полководца Александра Македонского. Волосы для неё должны были быть завиты и коротко подстрижены "лесенкой":
Позже, лет через сто, прически мужчин стали менее объёмными - волосы начали постригать. Но завитые мужские кудри , по-прежнему, оставались актуальными.
Древний Рим
В Римской Империи также господствовал культ белокурых волос. Именно римлянки первыми овладели секретом обесцвечивания волос. Чтобы волосы посветлели, их смачивали губкой, пропитанной маслянистой эмульсией из жирного козьего молока и золы букового дерева. Затем модницы надевали широкополую шляпу без верха, раскладывали свои волосы на огромных полях этой шляпы и очень долго сидели под солнечными лучами, осветляя волосы.
Но модными считались и более сложные прически, такие, как "нодус". Надо лбом делался валик из волос, а сзади волосы собирались в пучок:
У знатных римлянок были популярны каркасные прически под названием "тутулус". Для придания им величественной формы использовался каркас из медной проволоки: волосы завивались, приподнимались надо лбом и крепились на проволочную раму:
Знатные и богатые римлянки часто меняли прически, даже по несколько раз в день. В их распоряжении всегда были специально обученные рабы-парикмахеры.
Для женщин Древнего Рима примером для подражания были прически императриц, а для мужчин - прически их императоров.
В период Республики женщины носили и простые прически, напоминавшие по форме " греческий узел". Часто свои длинные волосы они разделяли на прямой пробор и собирали в пучок на затылке.
Римские легионеры, как правило, прически носили короткие и стрижку предпочитали типа "ёжик":
Хотя завитые кудри ещё оставались неотъемлемым элементом мужской прически, стрижки римлян были короче, чем у древних греков. Волосы укорачивали до мочки уха, оставляя короткую челку.
Часто пожилые знатные римляне маскировали свою плешивость накладными волосами или париками.
Средние века
Идеалом красоты того времени была пресвятая дева Мария. Земная женская красота считалась греховной, а наслаждение ею - недозволенным. Поэтому блондирование волос было провозглашено нечестивым занятием.
Носить длинные и распущенные волосы было привилегией только молодых незамужних девушек:
Замужние женщины носили более скромные причёски. Волосы они заплетали в косы и прятали под чепцом. Те места, где волосы могли выглядывать из-под чепца, на лбу или на затылке, выбривали.
- Чтобы подчеркнуть нежность и хрупкость своего облика, прекрасные дамы средневековья выщипывали не только брови, но и ресницы.
Только в эпоху позднего средневековья замужние женщины стали открывать волосы. Их укладывали в красивые причёски в соответствии с модой того времени:
Красивой также считалась стройная "лебединая" шея. Для того, чтобы шея казалась более длинной, затылки высоко подбривали.
- Средневековые мужчины стригли волосы довольно коротко, сейчас бы сказали "под горшок". Концы свисающих прядей иногда завивались. Прически были просты. Волосы равномерно расчёсывали по всей голове, иногда выбривая их на затылке и около ушей:
И крестьянин и рыцарь той поры могли иметь вполне похожие прически.
Ренессанс
Новая мода эпохи Возрождения выступала против неестественности готической моды . В это время прическе, её украшению и цвету волос стали уделять особое внимание. Ренессансная мода, как говорили её теоретики, и, в частности , мода на прически, прежде всего, должна была быть богатой.
Прически Возрождения поражают своим великолепным декором. Они состоят из разных вариантов узлов и кос, украшенных драгоценностями и цветами. В длинные пряди вплетались ленты, нити жемчугов и кораллов, волосы заплетали в различные по форме и толщине косы (не без помощи искусственных волос), Из длинных прядей волос свивали жгуты и закручивали в валики. Прически украшались специальными сеточками и накидками.
Важнейшим условием красоты, как её понимали и до эпохи Возрождения, и во времена её расцвета, и впоследствии, были белокурые волосы. В то время темноволосые модницы уже знали несколько способов осветления волос.
Все требования по созданию модных причесок точно выполнялись, и каждый итальянский портрет этой эпохи является тому подтверждением. Причёски в стиле Ренессанс с такой большой точностью изображены на картинах Боттичелли, что мы можем их с легкостью скопировать:
В эпоху Возрождения считались красивыми неестественно высокий, открытый и чистый лоб и стройная "лебединая" шея. Для достижения этого эффекта женщины высоко подбривали лоб и затылок.
- Мужчины в эпоху Ренессанса отращивали длинные волосы. Свои завитые волнистые волосы они носили распущенными. Мужские прически представляли собой взбитые пышные кудри, которые или зачесывались назад, или были расчесаны на прямой пробор.
В мужской моде господствовали причёски шарообразной и элипсовидной формы из длинных завитых волос.
- Элипсообразная мужская прическа "колб" могла иметь небольшую чёлку.
У молодых людей также была популярной прическа из волос, уложенных в широкий валик концами внутрь:
Были популярны мужские стрижки, такие, как "лесенка" или "пейзанская".
- Прически бедных и богатых жителей тогдашней Флоренции были весьма похожи.
Рококо
18 век. Это, поистине, время чудес парикмахерского искусства. Главный акцент в модном образе делался на причёску.
Сложность и изощрённость в укладке волос достигает вершины. В процессе создания женской причёски используются парики, шиньоны,кружева, цветы (нередко живые, прямо в ёмкости с водой), всевозможные гребни и ленты.
Жеманные красавицы "осьмнадцатого" века частенько под пышными париками прятали свои давно немытые волосы. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше - модницы неделями не причёсывались и не мыли голову.
Дамские туалеты, в связи с этим прискорбным фактом, оснащались разнообразными ловушками вшей и блох (например, в виде носимого с собой чучела животного, на которое перепрыгивали докучные насекомые), а также изящными, богато украшенными чесалками головы:
Модники и модницы носили белые напудренные парики, которые ввел в моду Король-Солнце. "Солнцеликий" отнюдь не являлся почитателем естественной красоты.
- В 1780 году у мужчин была популярна прическа "Ан до де лань" (с фр. "ослиный хребет, т. е. "с изгибом"): локоны по бокам и длинная коса сзади:
Ампир
Увлечение античностью привело к возрождению "старинных образцов" причесок. Парикмахеры первой половины 19 века вдохновлялись образами древнеримских героинь и богинь.
Женщины носят прически с легкой завивкой. На смену многоэтажным сооружениям из волос, гребней, цветов и разнообразных предметов приходят прически из волос не очень длинных, завитых и собранных в высокий узел. Они украшаются жемчужными нитями и диадемами .
Моду на дамские прически задают светские львицы. Супруга Наполеона - Жозефина Богарне, мадам Рекамье и Тереза Тальен ( они были хозяйками литературно- политических салонов).
Тереза Тальен одевалась и причесывалась по античному образцу. Её довольно короткие черные волосы, были завиты на концах, схвачены узкой лентой и приподняты на темени.
- На женских портретах Франсиско Гойи можно увидеть характерные прически в стиле ампир. Например, портрет Л. Корреа на его картине изображена с модной прической: волосы завиты, короткие кудри в художественном беспорядке падают на лоб:
В 1810 году в моду входят прически пирамидальной формы. Обязательным элементом которых становятся завитые пучки или искусственные шиньоны.
Женские прически начала 19 века были довольно короткими, но, со временем, они стали делаться на более длинных волосах.
- Мужские прически в имперском стиле, также, как и женские, небрежно элегантны. Пряди волос свободно падали на лоб, на висках укладывались по направлению к лицу :
Прически ампир были достаточно просты и напоминали моду античности. Некоторые даже носили названия в честь римских императоров - "а ля Каракалла", "а ля Титус":
Также в моде у мужчин эпохи Ампир были короткие стрижки с завитыми волосами:
Романтизм
В моде на прически наступает своеобразный "распад стилей". Наблюдается возврат к различным эпохам.
Сильно открытые, по тогдашней моде, плечи и шея позволяют даме особенным образом "выделить" голову. Опять стали создаваться щедро украшенные, сложные прически. Как правило, они состояли из гладко зачесанных на прямой пробор волос с крутыми локонами по бокам и на темени головы.
Прически к торжественным случаям и балам являли собой искусные творения из туго стянутых гладких волос и ниспадающих завитых локонов, часто, декорированных цветами и лентами.
С помощью искусственных накладных волос и декоративных гребней дамы той эпохи создавали прически самых причудливых форм.
В качестве украшений для причесок использовались различные дополнения в виде лент, кружев, бантиков, искусственных или живых цветов. Прически бывали настолько вычурны, что часто напоминали декоративную архитектуру:
В некоторых вариантах причесок виски могли обрамляться не только завитыми волосами, но и заплетенными косами:
Вечерние прически могли быть украшены перьями, а также шарфами, оформленными в виде тюрбанов( без всяких украшений). Сложная прическа уже сама по себе составляла часть вечернего туалета: