Найти в Дзене

Дагестанская сабля с леопардом, конец 19 века

Оглавление

Эта сабля изготовлена в конце 19 века. Клинок и рукоять с ножнами в двух разных селах Дагестана.

Клинок сабли, выполненный под некоторым иранским влиянием, с  обеих сторон покрыт травленым орнаментом эпиграфического характера. С лицевой стороны клинка на пяте помещено поясное изображение мужчины с  бородой, в кафтане, со стилизованной короной на голове. Изображение выпуклое, фон понижен травлением. Собственно рисунок (черты лица, одежда, ее отделка) гравирован. Пята с  оборотной стороны клинка также украшена травлением: два картуша с орнаментом эпиграфического характера, соединенные фигурным картушем без каких-либо украшений; над этой композицией выполнено изображение государственной эмблемы Ирана: обращенный влево лев с поднятой правой передней лапой, в которой зажата сабля восточного типа.

Общая длина 90,3 см; длина клинка 77,4 см.  Материалы: Сталь, серебро, дерево, эмаль; ковка, литье, резьба, инкрустация, чернение  
Пост. в 1919 из Бюро охраны памятников старины и искусства 
Инв. № В.О.-2184
Общая длина 90,3 см; длина клинка 77,4 см. Материалы: Сталь, серебро, дерево, эмаль; ковка, литье, резьба, инкрустация, чернение Пост. в 1919 из Бюро охраны памятников старины и искусства Инв. № В.О.-2184

Отогнутый к лезвию набалдашник выполнен в виде головы леопарда, держащего в  раскрытой пасти петлю, в  которую некогда была продета цепочка, соединявшая набалдашник с крестовиной. Оформление набалдашника в виде головы леопарда не  должно вызывать удивления: до конца XIX – начала XX в. популяция этого животного на Кавказе была весьма многочисленна, распространяясь практически на  все горные территории.

Набалдашник выполнен в виде головы леопарда
Набалдашник выполнен в виде головы леопарда

Выполнение травленых орнаментов, в  том числе эпиграфического характера, покрывавших всю поверхность клинка, было свойственно мастерам из дагестанского селения Амузги. Также на амузгинских клинках часто встречаются поясные мужские портреты, аналогичные изображению на  рассматриваемой сабле. Ответить на вопрос о том, кто именно изображен на  клинке, затруднительно. Некоторые исследователи полагают, что на подобных портретах могут быть представлены шамхалы Тарковские, владетели одного из  районов Дагестана.

Крест, рукоять и  ножны изготовлены и украшены в селении Кубачи с использованием инкрустированной золотом кости, эмали и черни на серебре.

Понравился материал, ставь лайк и подписывайся на блог. Делитесь впечатлениями и фото своих клинков под этой публикацией, или видео, присоединившись к нам в телеграмм или фейсбук .

Жмем руку! До следующей публикации, друзья! Подписывайтесь на канал!Читать еще статьи