Найти тему
Offside училка

Уточняем понятия внеурочки и дополнительного образования в школе

Уверена, что многие из учителей, так же, как и я не видят разницы между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием. Никто не спешит нам ничего объяснять, только ссылаются на закон, идите изучайте. Директора знают, потому что обязаны знать. Это их работа. Мы же, кто на курсах услышит, кто работает, не понимая, а кому то повезёт и ему объяснит более опытный коллега. Считайте, что вам повезло. И так разбираемся.

По программе дополнительного образования в школе
По программе дополнительного образования в школе

Внеурочная деятельность (ВД) появилась у нас с введением ФГОС общего образования, и она является обязательной. По программно-методическому обеспечению и по формам реализации внеурочка очень похожа на дополнительное образование (ДО). Но есть и разница. ВД входит в основную образовательную программу (ООП) образовательного учреждения (ОУ), а ДО не входит.

Дополнительное образование направлено на развитие индивидуальных способностей и удовлетворения индивидуальных творческих потребностей каждого ребёнка. Если они есть, то ребёнок может прийти в группу ДО, если нет, то он может не ходить и не получать это дополнительное образование.

Внеурочная деятельность обязательная. В пределах установленного количества часов ребёнок на выбор должен куда-то ходить, то есть он должен выбрать из того, что предлагает школа и обязательно заниматься. При этом именно ВД направлена на освоение ООП соответствующего уровня образования. То есть декларируется, что без внеурочной деятельности только с помощью урочной деятельности ребёнок освоить стандарт основного, начального или среднего общего образования не может. В рамках ВД осуществляется индивидуализация образовательного процесса в целях освоения ООП.

Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность
"Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность направленную на достижение планируемых результатов освоения ООП (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах отличных от урочной" (из методических рекомендаций 18.08.2017 № 09-1672)

Так сказать, в любых формах, но, чтобы весь класс не сидел и одновременно слушал один и тот же материал. Получается, что ВД является неотъемлемой частью ООП в рамках которой предполагается расширение информационной предметной культурной среды и повышения гибкости реализации образовательной деятельности. Планируется внеурочная деятельность с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Программа внеурочной деятельности разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно.

Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность

Стандарт устанавливает максимальное количество часов на внеурочную деятельность. Это 1350 часов за время начальной школы, 1750 за пять лет учебы в основной школе и до 700 часов за два класса старшей школы. Возможен модульный принцип, можно использовать внешнюю материальную базу, учреждения ДО и организации партнеров. Могут реализовываться в сетевой форме, те есть предоставляется достаточно большой диапазон возможностей и свободы в рамках ВД.

В методических рекомендациях по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо МОН ОТ 18.08.2017 № 09-1672) целый раздел посвящен реализации внеурочной деятельности в форме проектной деятельности. Результатом проектной деятельности в области внеурочной деятельности как раз являются известные нам метапредметные результаты образования.

Дополнительное образование и внеурочная деятельность тесным образом переплетаются. Но внеурочная деятельность, по определению, не может быть платной, а дополнительное образование может быть платным. Только я не понимаю, почему? Например, соревнования во внеурочное время не оплачиваются, типа платят за внеклассную работу, а работу учителям, занимающимся с детьми по отработке навыков проектно-исследовательской деятельности в своих классах во внеурочное время, платят. Вечером, с группой учащихся 10 класса по договору с директором работал педагог с института физики взрыва, который оказывал свои услуги платно и готовил детей по физике.

По программе дополнительного образования в школе
По программе дополнительного образования в школе

Таким образом, по содержанию, результатам, особенностям кадрового обеспечения, организации различных форм внеурочная деятельность и дополнительное образование разводятся.

Это было мое объяснение различий внеурочки и дополнительного образования по Методическим рекомендациям, уточняющим понятия и содержание внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности (письмо МОН ОТ 18.08.2017 № 09-1672).

Мне вот интересно. Может ли один учитель вести и то, и другое? А что? Мы же можем два предмета преподавать, и три, если понадобится за больного товарища. Пишите в комментариях ваши соображения, Может нам опять подсунули очередную бесплатную работу.

Благодарю за лайки и подписку

Offside училка
Offside училка