Дорогие друзья, читатели и подписчики канала, рад вас приветствовать! На связи с вами Александр! Сегодня хотел бы вместе с вами вновь обратиться к нашей истории. В этом блоге постараемся вспомнить самое начало строительства будущего автогиганта ГАЗ. Эта тема является для меня особенной, затронувшей самые сокровенные чувства.
С чего всё начиналось
А начиналось всё со строительства небольшого городка для рабочих автозавода. Соцго́род — это исторический микрорайон в центре Автозаводского района Нижнего Новгорода. Расположен возле Горьковского автозавода и делится на 2 части: Соцгород I и Соцгород II. Первая часть была построена в 30-х годах в сталинском архитектурном стиле, вторая — тремя годами позже с преобладающими типовыми зданиями, с современными архитектурными формами.
История зарождения
По первоначальному плану будущий город развитого социализма должен был стать «городом-садом». В микрорайоне преобладала идея разделения вообще всей площади на зоны: промышленная (автозавод), транспортная, зелёная и жилая зоны. Зелёная зона разбивалась на две части — большой и малый сектор. В большой вошёл Автозаводской парк, а в малый — парк Славы напротив Главной заводской проходной. Получается, что зелёная зона разделила жилые массивы от автозавода. Центральной частью города будущего социализма стала широкая площадь около Дворца культуры автозавода и Автозаводского парка.
Весной 1930 года началось бурное строительство микрорайона. Основание первого дома было заложено 16 мая и этот дом представлял собой пять четырехэтажных блоков, соединенных между собой переходами на втором этаже.
По великому социалистическому замыслу всё своё свободное время рабочие завода могли заниматься спортом, отдыхать в театрах и кино.
Тем не менее, несмотря на фантастические планы все силы были брошены на строительство Автозавода, а вот о достойном быте как-то все забыли...
Всё-таки 300 деревянных щитовых и каркасных двухэтажных домов под времянки были построены. Чуть позже возвели дома-коммуны, в которых были общие кухни и коммуникации.
Небольшое лирическое отступление по теме
В одном из блогов про Горьковский автозавод я вскользь упомянул о своём дедушке Михайлове Анании Михайловиче. Не в осуждении нашей истории, тем более не с эмоциональным порывом негатива на нашу Коммунистическую партию большевиков (ВКПб) прошу всех выслушать небольшую реальную историю...
В 1932 году как раз перед началом строительство Горьковского автозавода Михайлова Анания Михайловича - истинного Ленинца, коммуниста, человека преданного идеям социализма до конца своих дней Партия назначает заместителем председателя Исполнительного комитета Нижегородского краевого совета. Должность настолько высокая, что и строительство Соцгорода и даже создание всего ГАЗа было вменено в его прямые обязанности. Документы Нижегородского архива описывают многочисленные распоряжения и приказы. С некоторыми документами в 1988 году мне посчастливилось ознакомится в архиве. Очень жаль, что запрещено было делать фотографии.
В своей книге "Они сражались за счастье народное" выдающийся исследователь России, преподаватель общественных наук, кандидат исторических наук Симулин Алексей Михайлович одну из глав посвятил именно Михайлову Ананию Михайловичу.
По воспоминанием моих родных строительство соцгорода и автозавода велась настолько напряженно, что рабочие и строители находились на территории завода круглыми сутками. У многих от долгого стояния опухали ноги.
В 1937 году Михайлова Анания Михайловича репрессировали, после многочисленных допросов и физических истязаний его сослали в ссылку в Красноярский край. По крайней мере последнее письмо бабушка получила именно оттуда. И даже тогда он в письме писал о победе социализма в СССР. Вот такая не выдуманная история.
Продолжение строительства соцгорода
В апреле 1933 года генеральный план застройки был уточнён институтами Гипрогор и Горстройпроект. "Заботливая рука" Партии уже коснулась и обыкновенных жителей. Было размещено около 250 тысяч человек, причём это были уже не барачные помещения, а весьма солидные современные архитектурные здания.
Новый проект был утверждён 13 июля 1936 года. С этого момента типовая застройка кварталов прекратилась, и площади стали застраиваться в сталинском стиле. Появились новые кварталы с широкими проспектами и красивой сталинской архитектурой: Серобусыгинский квартал, Автозаводский универмаг, кинотеатр «Мир», дворец культуры, «радиусный дом» на Молодёжном проспекте. В 1936 году в микрорайоне было запущено трамвайное сообщение по проспекту Кирова.
Завод сегодня
В следующем блоге постараемся попасть внутрь самого производства ГАЗа и побывать на роботизированном конвейере лучшего цеха.
Мои другие статьи по автомобилям ГАЗ
Если вам было интересно, подписывайтесь!
Дорогие читатели! Если вам интересны подобные статьи, ставьте лайк, и я буду больше публиковать материала по этой теме. Также подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие посты на эту тему.
Картинки взяты из открытых источников: Яндекс.Картинки и Google картинки.