Найти тему
Детектив и Литвиновы

Рубрика "Но-100-льгия". Катастрофа советского круизного лайнера. 33 года со дня гибели "Адмирала Нахимова".

Фото из Яндекс-картинок
Фото из Яндекс-картинок

Вечером 31-го августа 1986-го года пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» вышел из порта Новороссийск. Он следовал в Сочи. Как всегда по вечерам, пассажиры активно веселились. На верхней палубе праздновали День шахтёра, поздравляли ветеранов и танцевали танго. Молодёжь плясала на дискотеке. В барах «Варна» и «Рубин» угощались коктейлями. Алкоголя в них не было – кампания за трезвость в разгаре - но всё равно у барной стойки народ стоял в два ряда. В кинозале шёл фильм «Я любил вас больше жизни».

Корабль отшвартовался в 22.10 – чуть позже расписания. Опаздывал высокопоставленный пассажир - начальник управления КГБ по Одесской области генерал-майор Крикунов – и отправление из-за этого задержали.

В 22.30 «Нахимов» должен был пройти так называемые «ворота порта» - траверз мысов Мысхако и Дооб. В 22.45 – покинуть акваторию порта.

Пост регулирования движения судов (или сокращённо ПРДС) Новороссийского порта располагался на одном из многочисленных молов. Дежурный по ПРДС взглянул на зеленоватый экран локатора. Жирная точка – «Адмирал Нахимов» - медленно удалялась. Справа от нее, на траверзе мыса Мысхако, появилась ещё одна движущаяся точка. Это был сухогруз «Пётр Васёв». Он вёз из Канады почти тридцать тысяч тонн ячменя и торопился встать на разгрузку.

- Из порта выходит пассажирский пароход «Адмирал Нахимов». Прошу пропустить. – Обратился дежурный к «Васёву».

С балкера ответили:

- Ясно.

Вахтенный помощник «Нахимова» также связывается по радио с сухогрузом:

- Вы можете нас пропустить? У нас на борту тысяча туристов. Наш курс сто двадцать градусов.

И с «Васёва» вновь ответили:

- Идите. Мы вас пропускаем.

А в 23.12 «Петр Васёв» на скорости пять узлов врезался в середину правого борта «Адмирала Нахимова». Машинное отделение затопило за тридцать секунд. Погас свет, аварийное освещение тоже очень быстро вышло из строя. Двигатели перестали работать.

Затонул «Нахимов» за рекордные восемь минут («Титаник» продержался на воде несколько часов).

В катастрофе погибли 423 пассажира и члена команды. В том числе и генерал-майор Крикунов, который так спешил попасть на теплоход. Его тело (а на руках – труп двухлетнего внука) водолазы обнаружили под трапом, ведущим на верхнюю палубу.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Правительственную комиссию по расследованию причин трагедии возглавил член политбюро Гейдар Алиев. Он пообещал родственникам погибших: «Сколько человек погибло, столько я и посажу». А также заверил, что как минимум один из капитанов будет расстрелян.

Однако статья 85-я, по которой в итоге судили обоих – «нарушение правил движения и эксплуатации транспорта» - расстрела не предусматривала. Моряки получили максимальный срок – по 15 лет. Хотя очевидно, что в столкновении гораздо больше виновен капитан сухогруза Виктор Ткаченко. Именно он несколько раз говорил, что пропустит «Нахимова». И подтверждал, что суда расходятся правыми бортами. Может быть, капитан был пьян? Нет. Но за происходящим он наблюдал не напрямую, а через систему автоматической радиолокационной прокладки курса (САРП), которая, видимо, давала большую погрешность. Когда Ткаченко спохватился и дал команду «Полный назад» - было слишком поздно.

После того, как теплоход затонул, из воды спасли 820 человек. Пассажиров на борт поднимали лоцманские и пограничные катера, студенты высшего мореходного училища выходили к месту катастрофы на яликах.

Спасённых разместили в лучшей гостинице – она, как и город, называлась «Новороссийск». Дали горячую воду – хотя в те времена по ночам её всегда отключали. Внизу располагался телеграф – можно было отправить телеграмму близким. Однако слово «катастрофа» в тексте употреблять запрещалось.

Наши бабушка с дедушкой в 1986-м году жили в Новороссийске, совсем рядом с Набережной, и ходили провожать именно тот рейс – многие в городе любили смотреть, как отплывают корабли. О катастрофе они узнали на следующее утро. Официальный траур объявлен не был, но город был печален и тих, горожане вполголоса делились слухами. Рассказывали, что спасённые и погибшие – в мазуте и синей краске (при столкновении якобы разлились), а на пятнадцатом причале стоят вагоны-рефрижераторы, куда складывают трупы.

На месте катастрофы работало спасательное судно «Гепард», водолазы по несколько раз в день спускались к «Нахимову», но поднять из-под воды все тела так и не смогли. После гибели двух спасателей поиски прекратили. 64 пассажира навсегда остались на затонувшем корабле, на глубине сорока семи метров.

Официально место гибели «Нахимова» в Цемесской бухте тревожить категорически запрещено, но «чёрные дайверы» из Краснодарского края до сих пор организовывают туда подпольные экскурсии.

Сейчас провожать корабли в Новороссийске почти перестали. Круизный лайнер по Чёрному морю курсирует только один, выглядит довольно скромно. Туристов немного. Путёвки дорогие, маршрут короткий – в Одессу, Сухуми, Батуми больше не попадёшь. Пирс огорожен забором, внутрь пускают только пассажиров. Так что тем, у кого путевки нет, смотреть, как отшвартовывается теплоход, можно лишь издалека, сквозь железные прутья.

Да, есть другие круизы - по Средиземному морю или Карибам.

Но разве не грустно, что наше родное и очень красивое Чёрное море теперь бороздят только торговые суда, да редкие частные яхты?

P.S. Для тех, у кого тоже ностальгия по тем временам. Действие нашего романа «Осколки великой мечты» начинается 31 августа 1986-го года. Главная героиня путешествует на «Адмирале Нахимове» вместе с папой и мамой, и…