Британия – страна невероятных контрастов. С одной стороны – чопорность и холодность потомков сухопарой английской аристократии, лениво потягивающих шотландский скотч из широких стаканов, с другой – юмор, сложный, абсурдный и слабо понятный рядовому зрителю голливудских блокбастеров. На ум сразу приходит ставший уже легендарным "Монти Пайтон", а также бесчисленное множество ситкомов и телешоу. Однако в действительности, то, что подразумевается большей частью аудитории под понятием "британский юмор" – это лишь вершина айсберга. И что-то там таится под водяной толщей…
Майти Буш (The Mighty Boosh), 2004-2007
«Приглашаем вас в путешествие через время и пространство в мир Майти Буш!»
Сокрыто там убежище Старого Грэга, акварелиста в свадебном платье, полурыбы с непреодолимой тягой к алкоголю и любителям джаза с сильными руками. В общем – там сокрыто путешествие через время и пространство, прозванное "Майти Бушем". Его герои – эксцентричный король модников Винс Нуар в исполнении комика Ноэля Филдинга, и жалкий старомодный девственник Говард Мун, роль которого исполняет харизматичный Джулиан Бэрретт. Их жизнь наполнена чередой невероятных событий: от попадания в обезьяний ад, до встречи со снежным человеком. Всё это само по себе звучит чертовски абсурдно и сюрреалистично. Так прибавьте к этому необычных второстепенных персонажей, вроде наркомана Лиса; нарисованную пони из плана, генерирующую идеи; шамана Набу с его любовью к панк-року, и многих других. А ещё музыка, самобытная анимация и декорации. На выходе мы получаем ядреную смесь из 20 коротких, не похожих ни на что, историй, океан ярких красок, ощущение полёта в другую реальность или же присутствие искажений в собственной, и гиперболизированных персонажей, каждого из которых начинаешь любить или ненавидишь до дрожи в коренных зубах. И сам сериал таков – зритель либо восторгается подобным буйством незацензуренной фантазии, либо пребывает в смятении от увиденного.
Однако через юмор "Майти Буш" пытается связаться со зрителем на более высоком уровне и открывает простые житейские истины. Ты никогда не будешь слишком стар для батута. Ты можешь радоваться мелочам так, будто это – лучшее, что тебе доводилось видеть. Ты можешь стать актёром в любом возрасте.
Так что бегом на борт этого космического корабля и пусть ваш путь освещает ослепительно белая и мудрая Говорящая Луна.
Роскошная комедия Ноэля Филдинга (Noel Fielding's Luxury Comedy), 2012-2014
"Что нам нужно? Нам нужна фантазия!"
Переносимся на пять лет вперед, заворачиваем за угол – и вот опять – знакомый Ноэль Филдинг, косящий под Дэвида Боуи и увлеченно рисующий фломастерами. В этот раз, к сожалению, один. Но, к сожалению ли?
Только глядя через призму "Роскошной комедии" начинаешь понимать, как сильно приходилось Бэрретту сдерживать неуёмную фантазию Филдинга в "Майти Буш". Здесь абсурдность происходящего доведена практически до абсолюта, и начинает казаться, что прошлая работа была лишь подводкой к будущему психоделу.
В своём собственном мире фантазии вечный ребенок Ноэль селится в домике на дереве, нарисованном в стиле поп-арт, а окружает его сине-красный лес, будто сошедший с полотен Анри Руссо. И на первый взгляд кажется, что "Роскошная комедия" – это не что иное, как более безбашенное продолжение "Майти Буша". Тут всё также много второстепенных персонажей, как постоянных, так и приходящих, похожий юмор, похожий стиль. Но есть существенное отличие: если в работе Бэрретта и Филдинга ещё чувствовалась связь с реальностью и присутствовали какие-то жизненные, близкие простому зрителю сцены, то "Комедия" полностью оторвана от мира. Она – порождение множества других параллельных вселенных, где в примитивном электронном мире из киноленты "Трон" живёт мистер Фантазия, а знаменитый футболист Пеле, нарисованный фломастерами, спрыгивает с картины и начинает играть с мячом, а может, и с блюдцем.
И всё это напоминает аляповатую выставку художников-сюрреалистов без особой связи между элементами, абсолютным отсутствием сюжета и слишком странным, а временами и наоборот – примитивным, юмором. Однако вот в чём сюрприз - внезапно оказывается, что примитивен не Ноэль со своими персонажами, а зритель. И вот он уже идёт искать, что же это за "Призрак блохи", изучает работы Уорхолла, Фриды Кало и Пикассо.
Поражаешься открытости Филдинга – он делится с аудиторией частью себя – своим удивительным воображаемым миром, где возможно всё. Чистым творчеством, если хотите. И далеко не каждый способен оценить подобный жест, поэтому в одном из эпизодов подчёркивается, что зритель у шоу всего один, и он очень дорог создателю.
К сожалению, массы на родине Филдинга не приняли "Комедию" – из-за низких рейтингов сериал был закрыт после второго сезона. Столкновение мистера Фантазии с мистером Реальностью всё же состоялось, и завершилось, увы, не в пользу человека верхом на единороге.
В любом случае, "Роскошная комедия" выбивается из ряда современных суперрационалистических сериалов и его стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы на некоторое время отключиться от рутины. Но будьте предельно осторожны! Это может быть фатально.