Найти тему
Екатерина Варади

МНЕНИЕ ПАРШИВОЙ ОВЦЫ О КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРАХ

Хочу сразу поставить все точки над i. Паршивая овца – это я.

Потому что по статусу преподавателя воскресной школы, православного человека и мамы двоих сыновей мне полагается высказываться исключительно против компьютерных игр, гаджетов и иже с ними. Потому что вся православная общественность и общественность родительская создает группы и движения против компьютерных игр и выступает за жесткие ограничения в использовании их детьми, а психологи предупреждают об опасностях игрозависимости.

Так вот, в этом посте я НЕ БУДУ высказываться против компьютерных игр.

То есть, все, что говорят психологи и о чем волнуются родители, абсолютно верно. Действительно, дети проводят все свое время за гаджетами – в основном, в игровом пространстве, будь то телефоны, планшеты, компьютеры, игры, выведенные на большой экран через ПС. И в результате отвыкают от общения друг с другом (вернее, попросту не успевают ему научиться), играют вместо учебы, часто не хотят никуда ходить и ничего делать, кроме как играть - ну и так далее.

Это все действительно так! И сама я делала все возможное, чтобы ограничивать и даже запрещать компьютерные игры своим детям, говорила о том, как они опасны, на своих уроках в воскресной школе. Но в какой-то момент я решила: а дай-ка я посмотрю, что такое эти компьютерные игры, с чем их едят? В конце концов, врага надо знать в лицо (честно говоря, эта умная мысль пришла ко мне поздновато, на самом деле, с врагом надо было познакомиться лет 20 назад, когда мой старший сын учился ходить и еще не был озабочен виртуальной реальностью). И я, проконсультировавшись с детьми, поскачивала и даже приобрела несколько игр разного типа – и интеллектуальных, и ужастиков, и самых простых; с хорошей графикой и не очень.

Вот, подумаете вы, и тетя Катя увлеклась компьютерными играми! Ай-ай-ай, и как же мы после этого будем доверять ей своих детей?! И не угадаете. Я честно поиграла и поняла, что вот лично мне это неинтересно, скучно, для меня в жизни нужна какая-то конкретная видимая цель, а получить лишнюю жизнь или открыть вход в новую локацию целью никак являться не может.

Но! Что я поняла за этот краткий период: у нас с вами никаких шансов. Мир компьютерных игр настолько разнообразен и красив, он настолько увлекателен и способен поразить в самое сердце, что сопротивляться ему почти невозможно. Да если бы я была еще ребенком, я попросту бы не смогла ему противостоять! Какие там куклы, какие игрушки! Разве можно сравнить их с целой вселенной, открывающейся нам на экранах? Вспомните, когда появилась первая и единственная советская электронная игра с волком из «Ну, погоди!», которому нужно было поймать яйца, как мы с вами реагировали? Не знаю как у вас, но у нас в семье все вырывали ее друг у друга и соревновались, кто поймал больше яиц. В этом участвовали и мои родители, и еще вопрос, кто из нас был более азартным!

Если мы с вами будем просто запрещать, то у нас НИЧЕГО не выйдет. Это как джинн: пока есть бутылка, он сидит себе тихо, ковыряет в носу, выглядит вполне себе безопасным и даже милым – но при этом стреляет глазками в поисках потенциальной жертвы. А стоит появиться маленькому зазору между пробкой и стенкой бутылки – пиши пропало, джинн вырвался на свободу, и всем известно, что играть он будет только по своим правилам, и никак иначе.

Что мы с вами можем противопоставить компьютерным играм в их бесконечном разнообразии? Наши скучные лекции об их вреде? Наши резкие запреты и угрозы? Помилуйте, когда дети слушали родителей? Когда они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО боялись угроз и запретов? Вспомните себя в детстве и поймете, что никогда!

Тогда что делать? Мне кажется, единственный шанс – это дать детям что-то вместо игр, что-то живое и действительно интересное. Пока они маленькие, мы с вами вполне можем дать им СЕБЯ: играть вместе с ними, смотреть и обсуждать с ними фильмы и мультики, смеяться и общаться. Не давать им планшет, когда хочется посидеть спокойно, а быть рядом с ними. Вполне может быть, что в этом случае ребенок научится общаться уже в раннем возрасте и захочет продолжить настоящее общение с реальными людьми в будущем.

С подростками сложнее – но и тогда можно попробовать помочь им найти что-то настоящее, что их увлечет. Только это не должны быть репетиторы или спортивная секция, выбранная по настоянию родителей. Это должно интересовать именно ребенка, при этом, вполне может быть, что нам с вами это кажется абсолютно бесперспективным занятием с точки зрения будущего. Театральная студия, катание на роликах, игра на барабане, что-нибудь крутое именно с точки зрения ребенка.

Для моих детей таким средством отчасти стала наша церковная школа, где они нашли себе друзей и большую хорошую компанию, а еще в бóльшей степени – летний православный лагерь, где в течение 16 дней они заняты очень интересными вещами в реальной жизни, когда лезть в виртуал и некогда, да и не особо хочется (про то, чем именно мы там занимаемся, я напишу в следующих постах).

В конце концов – и тут я скажу крамольную вещь – можно даже поиграть в компьютерные игры вместе с ребенком, чтобы можно было общаться, делиться впечатлениями (даже такое общение лучше, чем никакое), ведь потихоньку, исподволь можно будет вывести это общение в пространство вне игры. Скажем, начать играть в танки – а потом поехать вместе в какой-нибудь танковый музей и обсудить, насколько игра соответствует действительности.

Наши дети ушли в виртуал не от хорошей жизни. Им просто некуда деваться! Раньше мы могли выйти во двор и поиграть вместе, у нас было время и возможность пообщаться. Были кружки и секции, куда можно было ходить бесплатно. Были дачи, где мы весь день были предоставлены себе и играли в ножички, в города, в прятки и казаков-разбойников. Всего этого у наших детей сейчас нет. Школа превратилась в бесконечную гонку, выиграть которую невозможно без серьезных потерь. Репетиторы и внеурочка заполнили остатки свободного времени. Уличные игры вымерли как класс. Летом мы либо посылаем детей в языковые лагеря (чтобы и там чему-то учиться), либо берем их с собой в комфортабельные отели, где им вообще нечего делать. Мы загрузили их по уши, потратили на них уйму денег и облегченно выдохнули – ну, теперь мы сделали все, что могли, и кто может обвинить в нас в том, что мы плохие родители? А детям нужно совсем не (или не только) это. И безудержное распространение компьютерных игр говорит именно об этом! Дети спасаются в них от скуки, от слишком рано наступившей взрослой жизни, от чрезмерных ожиданий родителей, от окружения, лишенного сочных и ярких, неповторимых красок детства.

Я не знаю, права ли я. Я очень много об этом думаю, потому что все время общаюсь со своими детьми и с учениками, и тема компьютерных игр возникает в наших беседах постоянно. Думаю, единого рецепта для всех не существует, но однозначно, что именно нам с вами нужно спасать наших детей от ошибок в использовании виртуальной реальности, от подмены ею жизни, друзей, настоящей интересной работы.

Джин уже выпущен из бутылки, нравится нам это или нет. Мы можем проклинать игры или благословлять их, им от этого не будет ни тепло, ни холодно. А вот управлять ими, ставить их на службу благому делу – именно этому нужно учиться самим и учить наших детей. Не нужно бряцать оружием и вводить комендантский час, нужно просто засучить рукава и вместе с нашими детьми начать работу над тем, чтобы жить – здесь и сейчас, в нашем мире, друг с другом – стало интересно. И чтобы им не хотелось удрать от нас в красивые виртуальные дали.

Буду очень рада услышать ваше мнение, ваши идеи и надеюсь, что вы поделитесь своим собственным опытом!