Найти тему
Стройбезпотерь

Разработка стратегии строительной компании

Дмитрий Чуприна во время стратегической сессии по разработке стратегии одной из компаний
Дмитрий Чуприна во время стратегической сессии по разработке стратегии одной из компаний

Разработка стратегии компании – это инструмент Победителей, позволяющий склонить все неопределённости и хаос рынка в свою пользу!

Самая главная проблема любого бизнеса – это знать, что нужно делать для того чтобы добиться успеха!

Когда и почему стоит задуматься о разработке стратегии?

Беспристрастная «Теория систем» базируется на одном из своих законов:

— Любая ситуация предоставленная сама себе развивается от лучшего к худшему!

Если руководитель понимает, что его компания и её окружение подчиняется законам и правилам живых систем, то у него нет оснований думать, что успех компании произойдет сам собой.

Тем более, если компания небольшая и весь главный функционал компании может быть сосредоточен в одних руках. Тогда усилий ее руководителя может быть достаточно для развития компании и достижения успеха. Но, как только компания выросла, успех компании зависит не только от предпринимательских идей руководителя. В первую очередь он (успех) зависит от слаженной работы коллектива и управления его действиями. Какой бы успешной не была первоначальная бизнес идея, она может быть легко похоронена людьми непонимающими  ее и не разделяющими способы ее реализации.

Все бурно растущие компании рано или поздно попадают в состояние кризиса роста. Вот типичные для любого бизнеса симптомы кризиса роста:

  • Ваш бизнес перестал развиваться;
  • Вы работаете по 12 часов в день с редкими выходными, и у вас ни на что не хватает времени;
  • На строительстве, в производстве и в офисе организационный хаос, постоянно случаются «косяки», непонятно кто виноват и как это исправить;
  • Одна и та же работа Вашими сотрудниками делается по-разному и с разным качеством;
  • Издержки съедают планируемую прибыль, денег с трудом хватает на самое необходимое;
  • Продажи падают, старые проверенные методы привлечения клиентов перестают работать;
  • Корпоративная культура становится некачественной, сотрудники халатно относятся к своей работе, все чаще между сотрудниками случаются конфликты интересов;
  • Партнёры «тянут одеяло на себя» и пытаются разделить бизнес;
  • Ваша компания теряет репутацию, потребители выбирают конкурентов;
  • Все чувствуют в компании, что дела идут не так как хотелось бы;
  • На бесчисленных собраниях и планерках, происходит только «говорильня», но никто не берет на себя ответственность за происходящее и за результаты работы;
  • У вас опустились руки, и бизнес уже не приносит драйва и удовольствия.

Типичная ошибка предпринимателя заключается в том, что он пытается вылечить все эти «боли» по одной. Так сказать, по мере их поступления. На это теперь уходит все рабочее время и ресурсы. Это нескончаемый список «болей» и решение одной проблемы, зачастую ведет к появлению новых нескольких.

Вам знакомы выше перечисленные симптомы кризиса роста? Значит, Ваша компания выросла и ей пора меняться, это естественный жизненный цикл для любой компании. Если компания не изменится и не приспособится к тому, что она теперь большая и требует других способов управления, ее ждет печальная участь всех, кто не пережил «детство».

У всех выше перечисленных неприятностей есть причины. Если отбросить осознанное вредительство и воровство, корень для всех этих причин всегда один! А именно, люди не знают что и как делать для того чтобы достичь успеха. Стоит  разобраться с корнем всех проблем и множество неприятных симптомов лишатся источника того, что их питает. Так называемые «боли бизнеса» исчезнут сами собой, как будто их и не было.

Самая главная проблема любого бизнеса – это знать, что и как нужно делать для того чтобы добиться успеха! Если бы все знали что и как делать для достижения своих личных и коллективных целей, все бы были успешными. Но как мы знаем, это происходит далеко не со всеми. Усугубляет проблему и то, что успех в современном  бизнесе достигается через множество задач И они сложным образом взаимосвязанных между собой. Часто люди чего-то не делают, из того что хочется руководителю. И, во многих случаях, это не из злого умысла или их дурной природы. Самая первая и главная причина, из-за которой лояльные компании люди, что то не делают — это потому что они не знают, как это сделать и сделать хорошо.

Вы согласны с тем, что Ваша компания выросла и пора менять подходы к ее управлению? Тогда самое время задуматься о регулярном менеджменте и формализации бизнеса. Справедливо спросить: «Что такое регулярный менеджмент и формализованный бизнес?»

Это то,  что отличает регулярную армию от партизанских отрядов и прочих банд формирований. Это когда все подразделения выстроены упорядоченным образом, а между командирами и подразделениями налажены эффективные коммуникации. Помимо этого, весь важный функционал прописан в регламентах и выполняется в  повторяемом порядке и с предсказуемым результатом для руководителей. И, самое главное отличие для такой «армии», ей нужен управленческий штаб! Т.е. орган, принимающий стратегические и тактические решения и обеспечивающий согласованное всеми подразделениями исполнение этих решений. Другими словами, это хорошо управляемая организация с эффективной системой бизнес процессов. Это то, чем хотел бы владеть каждый предприниматель.

Любая компания преодолевающая кризис роста, для того чтобы выжить на рынке, должна внедрить регулярный менеджмент и формализовать свои главные бизнес процессы. Единственный путь к этому лежит через внедрение культуры стратегического планирования.

Что же это такое, культура стратегического планирования?

Стратегическое планирование компании, это тогда, когда

  • лидеры и руководители компании регулярно собираются для того чтобы объединить усилия в поиске рациональных идей и здравого смысла позволяющих найти ответы на самую первую и главную проблему бизнеса – что нужно делать для того чтобы добиться успеха в условиях неопределённости рынка!

Дальше уже тактический уровень планирования:

  • Как и с помощью, каких ресурсов и возможностей воплотить в жизнь задуманное?

Опыт решения подобных задач, говорит о том, что все стратегические решения лежат между ответами на два очевидных вопроса:

  • Кто наши клиенты (внутренние и внешние), чего они хотят?
  • И как мы собираемся количественно и качественно измерять их удовлетворённость в результате нашей деятельности?

Когда появятся четкие и ясные ответы на эти вопросы, сформулированные в виде стратегических целей, тогда появятся понимаемые и разделяемые всеми  и подходящие для вашей компании способы и возможности достигать эти цели. Если нет целей, то и нет пути.  Нет у компании ясных и разделяемых всеми целей, все, что делают люди, кажется им абстрактным и подчинённым только их личным интересам.

Цель не догма, она может быть пересмотрена и изменена, важнее путь, то, что и как делает компания при достижении желаемого. Если процесс работы налажен и эффективен, то его результат всегда предсказуем и удовлетворителен. Можно сказать, что разработка и реализация стратегии, это свой уникальный путь и способ действия компании на рынке. Именно в уникальности находятся все конкурентные преимущества. Если нет у компании на рынке своего уникального пути, то это непутевая компания!

Стратегия компании – это не только запланированные цели, это в первую очередь разделяемый всеми способ достижения этих целей и механизм контроля и координации их достижения. Разработка стратеги это планируемый комплекс задач, позволяющий взаимосвязано выстроить работу различных подразделений компании. Разработка стратегии — это культура планирования позволяющая находить инновационные решения и конкурентные преимущества для бизнеса, в условиях рыночной неопределенности. Лидерами рынка можно стать только благодаря высокой культуре стратегического планирования.

Что Вы можете получить в результате внедрения культуры стратегического планирования:

  • Вы сможете актуализировать и сформулировать философию и смыслы бизнеса позволяющие удовлетворить личные амбиции и потребности Вам и Вашим сотрудникам;
  • Вы поставите и достигнете достойные для Вас и вашей компании цели по финансам и удовлетворённости клиентов;
  • Вы внесете заметный вклад в изменения во внешней среде (район, город, страна) к лучшему;
  • Вы добьетесь успеха и признания как эффективного предпринимателя и лидера в глазах коллег, конкурентов и близкого окружения;
  • Ваш бизнес перестанет, управляется «вручную», в компании появится регулярный менеджмент;
  • Ваш бизнес станет, формализован, не зависим от «звёзд» и приспособлен к масштабированию;
  • Ваш бизнес вырастет и станет эффективным и высокодоходным;
  • Вы сможете безопасно делегировать множество своей работы подчинённым;
  • У Вас появится больше личного времени и свободы.

Только вокруг Вас могут сплотиться ваши сотрудники, чтобы стать соавторами планов на успех. Только у Вас есть власть и полномочия, чтобы продавить внедрение всех запланированных решений и задач. Это должно быть не разовое мероприятие. Если Вы внедрите стратегическое планирование на каждый год, только тогда в Вашей компании появится культура стратегического планирования.

Новая стратегия от года в год будет более конкурентоспособной и эффективной, ваши сотрудники научатся планировать быстро и качественно. У Вас появятся внутренний орган управления и инструменты контроля и координации для всех работ в компании. Все будут разделять Ваши цели и взгляды на способы достижения целей и успех компании. Потому что сам процесс разработки стратегии именно то, что поможет Вам «продать» свою философию бизнеса сотрудникам. Благодаря разработке стратегии на любые проблемы можно будет посмотреть как на задачи. И больше никто не будет в компании чувствовать, что занимается рутиной, потому что у всех появятся интересные задачи, выполнение которых ведет к смыслам бизнеса, которые разделяют все участники этого процесса.

Александр Манулик,

Эксперт по управленческому консалтингу и разработке стратегий

Читайте больше интересных статей на сайте консалтинговой компании СТРОЙБЕЗПОТЕРЬ

https://stroibezpoter.ru/services/razrabotka-strategii-kompanii/

#стратегия, #стратегияорганизации, #разработкастратегии, #стратегиякомпании, #эксперт, #консалтинг, #успехкомпании, #бизнес,