Найти в Дзене

Казаки: помощники полицейских или ряженые хулиганы?

Стоп-кадр видеосъемки
Стоп-кадр видеосъемки

"Ряженые". Если бегло проанализировать все эпитеты, которыми комментаторы соцсетей и читатели новостных порталов награждают участвовавших в потасовке в Геленджике казаков, этот, пожалуй, встречается наиболее часто. Вот, например, лишь один из комментариев:

"не казаки а ряженые клоуны" (сохранена орфография и пунктуация автора).

Да, да. "Клоуны" - тоже популярный эпитет.

Гнев обрушился на люд служилый после того, как несколько человек, одетые в казачью форму, избили мужчину. Видео появилось еще на прошлой неделе. Вот здесь, например, можно посмотреть...

https://ria.ru/20190828/1557995436.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

или здесь

https://www.kuban.kp.ru/daily/27021/4084071/

О сути происходящего, на разный лад, но примерно в одной канве, сообщается следующее. Казаки сидели на скамейке, рядом с ними находился также некий пожилой человек. К сидящим подошел 30-летний Константин Московский , попросил казаков разрешить ему с ними сфотографироваться. Получил отказ - мы, мол, при исполнении. А когда любопытный гость поинтересовался что такое они исполняют, на несчастного обрушился град ударов.

Чтобы досконально разобраться в истоках конфликта, неплохо было бы незримой тенью присутствовать на месте. Либо провести полноценное и объективное расследование. Ибо трактовок этого события уже немало - и в комментариях под новостями на информационных лентах, и в соцсетях, и в мессенджерах. В том числе сообщается, что избитый впоследствии мужчина невежливо обошелся с пожилым человеком. Звука на видео нет, но происходящее видно отчетливо. Константин подсаживается к сидящим на скамейке дедушке и казакам; всем, особенно дедушке, приходится потесниться, затем начинается словесная перепалка, затем все встают со скамейки, казак то ли толкает, то ли бьет Московского, тот отвечает ударом в лицо. Затем на подмогу коллегам бегут другие казаки. Всего их стало шестеро против одного. В этот момент фрагмент записи обрывается. Во многих источниках, кстати, сообщают, что казаков было "около восьми". Возможно, семь с половиной (?). Но это уже на совести авторов.

Может быть, избитый не тем тоном разговаривал. Или не то говорил. Или даже кого-то оскорбил. Согласитесь, не это главное. Главное то, что было дальше: группа мужчин в форме не попыталась привлечь собеседника к порядку, не прибегла к помощи правоохранительных органов, а избила прохожего. Группа не просто мужчин - казаков! Тех самых, которые очень любят щеголять перед публикой своим рвением к "охране порядка" и "службе государству". Ну, да, ходят по улицам в качестве усиления полицейских патрулей, рослые, при погонах. Семечки поплевывают, копеечку получают. Да и молодежи нет-нет замечание сделают. Какая-никакая, а польза!

Но тут "Акелы" промахнулись - попали в кадр. Несчастный на земле, лицо и рубашка залиты кровью, а казачки его бьют руками и ногами. Нанесение какого-нибудь - легкого или среднего вреда здоровью им вполне себе светит. А то и хулиганка. Если эмоции отбросить, так ведь все и выглядит, правда? Тогда тем более смущает официальный комментарий Кубанского казачьего войска. Вот, как приводит его "Комсомольская правда":

" - Кубанское казачье войско в случае возникновения конфликтных ситуаций не поддерживает методы силового решения вопросов, - говорится в официальном сообщении Кубанского казачьего войска. - Однако, учитывая затронутые честь и достоинство казака, а также вопиющее хамское отношение к престарелому человеку, считает действия казака в данном случае обоснованными и отвечающими естественному поведению мужчины. "

То есть избить кого-нибудь - это вполне "по-казацки". И плевало "Кубанское казачье" на "Российский уголовный".

В том же Кубанском казачьем войске сообщили, что казаки "не находились при исполнении". И что речь идет о так называемых "не реестровых казаках", то есть о казаках, не входящих в реестр народных дружин, которые вместе с полицией несут дежурства. Может поэтому и называют их в соцсетях ряжеными? Удобно ведь было бы быть, например, "нереестровым полицейским"? Полномочий никаких, зато форма та же самая, можно сурово насупить брови и раздвигать плечами "простой люд", шагая, как ледокол сквозь торосы.

Вернемся, однако, к соцсетям. Некий пользователь встал на защиту казаков. В необычной, однако, манере. Мол, "а что мужик хотел, с обезьянками сфотографироваться? Вот и получил".

Тут надо бы вспомнить, что уже несколько десятилетий казачество - кубанское ли, донское, или какое-нибудь еще, последовательно пытается сделать из себя бренд. Примеры? Извольте. Кубанский Казачий Хор - бренд себя самого и казачества тоже. Памятник Екатерине Второй в Краснодаре с Жалованной Грамотой - история и бренд казачества. Этнографический комплекс "Атамань" на берегу Керченского пролива - бренд казачества. Нужно ли обижаться, если ты сам, одетый в казачью форму, становишься частью бренда, а потому с тобой хотят сфотографироваться? Вон, в Лондоне Королевская гвардия ее Величества ничего против фото не имеет. Хотя... Лондон по нынешним временам вызывает скрежет зубовный, не будем. Но и "обезьянки" тут ни при чем.

И Константин Московский, и казак Сергей Осауленко, с которым первым и завязалась потасовка, как сообщается, подали друг на друга заявления в полицию. Аргументы казаков: "во-первых, казaк заступился за 82-летнего дедушку, во-вторых, он защищал честь и достоинство кубaнского казака. В ответ на оскорбления пьяного хaма оттолкнул его, после чего получил удaр кулаком в лицо".

Сам же Константин уверяет, что это казаки стали его оскорблять, после чего избили. А дедушка ушел еще на этапе словесной перепалки и никаким нападкам со стороны Константина не подвергался.

Впереди следствие. Есть шанс, что спор урегулируют по согласию сторон. Есть и шанс нарваться на статью. Тут пока не все ясно.

По бренду же, однозначно нанесен удар. Желающих сфотографироваться с казаками теперь, вероятно, поубавится. Опасно для жизни.