Этот кейс по пропаганде о том, как одинаковые образы используются в пропаганде двух противоборствующих сторон.
Гражданская война в США между Севером и Югом 1861-1865 гг. породила массу пропагандистских образов, которые используются в США и сегодня.
Развитое в Штатах газетное дело и книгоиздательство способствовали распространению печатной визуальной пропаганды. В этот раз предлагаю остановиться на рассмотрении образа негра в американской пропаганде в связке с техникой страха, который этот образ должен был вызывать у американцев, находящихся по разные стороны баррикад.
Образ негра в пропаганде Севера
Помимо газет в США второй половины XIX века были распространены и альманахи. Одним из самых популярных альманахов был "Антирабовладельческий альманах". Основная его цель заключалась в том, чтобы убедить читателей в ужасах и пороках американской рабовладельческой системы и дискриминации цветных граждан.
Всего в альманахе было 13 гравюр. По одному изображению на каждый из месяцев и одна гравюра - на обложку. Каждое изображение представляло собой образы пороков в рабстве и расизме. В изображениях "зла и расизма" (в альманахе эти понятия были тождественны и между ними можно поставить знак равенства) использовались классические методы пропаганды, основанные на демонизации врага, использовались имена противников с Юга (в целом такой подход должен был показать, что южане аморальны и бесчеловечны).
В представленном ниже примере из Альманаха по борьбе с рабством, полагаясь на эмоциональную симпатию северян, художник пытается призвать читателя к осуждению рабства и поддержке Севера, поскольку он демонизирует Юг и практику рабства, показывая, что южане разлучают чернокожих мать и ребенка, продав мать новому владельцу.
Пропаганда Юга с использованием образа негра
Конфедерация использовала те же методы, что и на Севере: образ негра с использованием техники страха. Только, если у северян страх подавался в качестве ужаса за бесчеловечное отношение к неграм, то у южан страх был ужасом перед неграми. Это наиболее ярко иллюстрируется в южной пропаганде, где упор сделан на различное расовое происхождение: смешивание различных расовых групп посредством брака, сожительства, половых отношений и деторождения.
Следующее изображение Эдварда Уильямса Клея называется «Вальс амальгамирования» и изображает бальный танец, в котором афроамериканские мужчины танцуют с европеоидными женщинами, в то время, как европеоидные мужчины наблюдают за происходящем с балкона. Этот образ намекает на то, что отмена рабства приведет к кровосмешению, что у настроенных негативно к неграм южан должно было вызывать страх.
Многие карикатуры Гражданскую войны были менее серьезными и не должны были вызывать страх, часто они предназначались для юмора или сатиры. Несмотря на то, что эти карикатуры были более легкомысленными, они способствовали укреплению в стане южан страха перед тем, что негры получат равные с ними права. Во время гражданской войны подавляющее большинство южан были против афроамериканского призыва в армию.
На следующей карикатуре изображены два человека, которые, предположительно, были рабами, но затем были приняты на службу в армию. Мужчины на переднем плане показаны в мультяшных и стереотипно расистских манерах, разговаривая. Многочисленные мужчины на заднем плане, кажется, тоже не воюют, а братаются и шутят. Проблема, на которую обращает внимание автор карикатуры заключается в том, что один из мужчин представляет силы Севера, а второй - Юга. Под заголовком «Черный призывник» следует предложение «Когда черный встречается с черным, наступает конец войны». В современных Соединенных Штатах Америки, с точки зрения современного восприятия, это одна из самых оскорбительных карикатур, поскольку ее тема заключается в том, что негры не способны стать хорошими солдатами, т.е. они не полноценны, по сравнению с белыми.
Таким образом, как Севером, так и Югом использовался один и тот же образ негра, который должен был вызывать у читателя страх, но этот страх имел разную природу: на Севере - страх был ближе к стыду и позору, в то время, как на юге - к ужасу.
P.S. Понимаю, что канал для Вас новый, формат может быть слегка необычным, но если Вам интересны события прошлого, причины событий настоящего, подписывайтесь, чтобы видеть обновления, а их будет не мало, оценивайте публикацию. И оставляйте комментарии. Рад буду как критике, так и предложениям)