Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам
Перед какой-нибудь серьезной работой, я обязательно набираюсь сил от Волшебницы-Природы. Выхожу в березовую рощу, слушаю пение птиц, смотрю на облака. Сегодня, прощаясь с деревьями, я прикоснулась к молодой березке. Неожиданно в моей голове всплыли строки изумительного стихотворения поэтессы Ольги Семьянихиной
Тихий шорох шагов,
Мягкий свет фонарей,
И на сердце легко и спокойно.
Я тебе напишу сотни тысяч стихов,
Не обижу, не сделаю больно
Я поняла, это прилетевшая муза шлет мне свой воздушный поцелуй. Боясь вспугнуть свою любимую подружку, я быстренько села за написание статьи. Думаю, получилось неплохо. По крайней мере, я старалась писать уравнения реакций красивым почерком.
Задание 32 (демо)
При электролизе водного раствора нитрата меди (II) получили металл. Металл обработали концентрированной серной кислотой при нагревании. Выделившийся в результате газ прореагировал с сероводородом с образованием простого вещества. Это вещество нагрели с концентрированным раствором гидроксида калия. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
Проведем анализ каждой протекающей реакции.
1) При электролизе водного раствора нитрата меди (II) получили металл.
Если в растворе - катионы металлов, стоящие в ряду напряжений после Н2 (Cu - Au), при электролизе они восстанавливаются на катоде. Первым восстанавливается металл, стоящий правее.
Если в растворе - анионы кислородсодержащих кислот или ионы ОН-, то на аноде происходит окисление молекул воды или ионов ОН-.
2) Металл обработали концентрированной серной кислотой при нагревании.
Концентрированная серная кислота - окислитель. Продукт восстановления сульфат-иона (S+6) - сернистый газ SO2 (S+4). Пишем окислительно-восстановительную реакцию методом полуреакций.
3) Выделившийся в результате газ прореагировал с сероводородом с образованием простого вещества.
Одна из рекомендаций, которую я обязательно проговариваю при изучении окислительно-восстановительных реакций: если окислитель и восстановитель - один и тот же элемент, находящийся в разных веществах с разными степенями окисления атомов, то продукты обеих полуреакций, как правило, одно и то же вещество, в котором этот элемент промежуточную степень окисления.
На градационной шкале степеней окисления хорошо видно, как атомы серы в сернистом газе (S+4) и в сероводороде (S-2) "сталкиваются лбами", образуя простое вещество - серу (S0).
4) Это вещество нагрели с концентрированным раствором гидроксида калия.
Это - реакция диспропорционирования. Атомы серы "разбегаются" в две стороны от исходной степени окисления СО(S) = 0, образуя два вещества - в одном СО(S) = +4, в другом СО(S) = -2. Щелочь благоприятствует образованию ионов - сульфит-иона (S+4) и сульфид-иона (S-2). Реакция становится необратимой. На градационной шкале степеней окисления хорошо видны превращения атомов серы.
Аналогичные реакции характерны для хлора и брома (реже - для иода)! Обязательно повторите их - это любимые реакции ФИПИ.
Что сказать по поводу этого задания? Очень легкое. Реальные 32-е задания ЕГЭ намного сложнее. В следующей статье обязательно распишу одно из реальных заданий. Тогда и сравним.
Вы хотите сдавать ЕГЭ по химии и биологии? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками.
На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции. Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.
Пишите мне в WhatsApp +7(903)186-74-55, я отвечу вам обязательно.
Приходите ко мне на занятия, я помогу вам фундаментально изучить химию и биологию, научу решать любые задачи, даже самые сложные.