Найти в Дзене
Кодкамп

Худшие способы обучения программированию

Оглавление

Человек учится не только на своих ошибках. Если учитывать чужие и прислушиваться к советам других, можно избежать множества проблем, причем в любых сферах жизни, в том числе и в образовании. Даже неэффективный вариант обучения в конечном итоге принесет свой результат, но если знать, как делать не нужно, те же навыки будут получены гораздо быстрее. Что же мешает процессу обучения?

Неправильные методы обучения

Научиться любому делу, в том числе и программированию, можно в разные сроки. Одна из основных проблем, мешающих освоить нужную информацию – неправильно подобранная техника обучения. Некоторые считают, что все сугубо индивидуально: одному человеку нужно долго и вдумчиво изучать теорию, другому можно сразу переходить к практике. Но, с точки зрения науки, правильная методика обучения должна состоять из трех этапов.

Теория

Это первый этап. Сначала человек получает информацию из учебника, уточняет непонятные разделы, если это необходимо. В основном первого ознакомления бывает достаточно.

Вопросы

Второй этап – ответы на вопросы по пройденной теории. В некоторых случаях вопросы могут показаться слишком простыми, но даже на них нужно давать самые подробные и развернутые ответы. Нередко в процессе таких ответов возникают новые вопросы, требующие дальнейшего изучения. Кроме того, обычно в процессе ответа человек лучше начинает понимать то, что он, казалось бы, уже и так детально выучил.

Практика

Это последний и самый важный этап. Любые знания закрепляются именно практикой. Многие опытные программисты говорят о том, что изученное забудется очень быстро, а вот закрепление теории практикой помогает надежно зафиксировать в памяти полученные знания.

«Теория без практики мертва, практика без теории слепа». Эти слова в разных источниках приписывают то Пафнутию Львовичу Чебышеву (на фото), то Александру Васильевичу Суворову. В полной мере это изречение относится и к программированию
«Теория без практики мертва, практика без теории слепа». Эти слова в разных источниках приписывают то Пафнутию Львовичу Чебышеву (на фото), то Александру Васильевичу Суворову. В полной мере это изречение относится и к программированию

Обучение в одиночку

Большинство людей изучает программирование на первых этапах самостоятельно. Но затягивать с этим не стоит. Как только возникает ощущение, что основное уже понятно, реализовано несколько программ (пусть даже некоммерческих), следует выходить «в свет», советоваться с опытными программистами, искать простейшие работы для программистов (есть множество предложений как для фрилансеров, так и для новичков на полную ставку).

Не нужно ожидать, что все профессионалы сразу высоко оценят первые работы начинающего программиста. Более того, зачастую приходится сталкиваться с большим количеством критики. И это нормально. Из нее можно получить очень много полезной информации для решения разных проблем.

Обучение без практического опыта

Практика очень важна для программирования. Нужно начинать писать программы еще на этапе обучения, пусть даже всех необходимых для этого знаний пока не будет. Главное – не сложность проекта, а чтобы программа получилась и работала. Первые программы всегда получаются не слишком удачными. Опыт и практические навыки появляются именно благодаря исправлению ошибок, поэтому начинать программировать нужно при первой возможности реализовать хотя бы простейшую программу. Нередко в процессе ее создания возникают новые интересные идеи и приходит понимание самого процесса программирования. Разумеется, новые вопросы тоже появляются.

Плохой учитель

Получить эффективное и качественное образование без хорошего наставника практически невозможно. Поэтому онлайн-курсы всегда будут давать больше, чем самостоятельное обучение. Причем именно они, а не высшее учебное заведение. На курсах учителя работают с одним учеником или небольшой группой, к каждому применяется индивидуальный подход, в отличие от любого ВУЗа, где поток студентов большой и нет возможности уделить внимание конкретному человеку.

Кроме того, есть еще один важный фактор, также влияющий на качество и скорость получения нужных навыков программирования – опыт самого учителя и его талант преподавания. Не стоит слушать тех людей, которые сами не могут похвастаться значительными достижениями. Не нужно тратить свое время на тех, кто заставляет бездумно зубрить материал и отвлекается от обучения на посторонние темы.

Ограничение обучения

Важно помнить, что онлайн-курсы, университет или какой-то полезный учебник не являются универсальным рецептом для получения всех знаний, необходимых программисту. Главная задача курсов, учебника или высшего учебного заведения – дать основы, опираясь на которые человек сможет самостоятельно искать и усваивать нужную информацию.

Уже в процессе обучения обязательно будут возникать вопросы, которые никак не связаны с основной темой занятий. Не стоит их отбрасывать как несущественные. Для достижения новых успехов следует развиваться дальше, изучать дополнительную литературу и советоваться с опытными специалистами.

Эрик Стивен Рэймонд, американский программист, один из основателей Open Source Initiative говорил, что обучение программированию не сможет сделать из человека эксперта, как изучение кистей и красок не превратит человека в художника
Эрик Стивен Рэймонд, американский программист, один из основателей Open Source Initiative говорил, что обучение программированию не сможет сделать из человека эксперта, как изучение кистей и красок не превратит человека в художника

Простая литература

Есть множество учебников по программированию. Начинать обучение лучше с тех пособий, которые ориентированы на новичков и написаны простым языком. Но не стоит надеяться, что остальные учебники будут написаны так же просто. Не все можно подать простыми словами, к тому же авторы, опытные профессиональные программисты, пишут не для новичков, а для специалистов, разбирающихся в теме.

Нельзя останавливаться на простой литературе, нельзя использовать многочисленные подсказки и советы из интернета, не осмыслив их. Если возникла проблема и ее решение возможно при помощи подобной подсказки, разумеется, ее можно использовать, но делать это с умом, то есть не просто скопировать, а оптимально адаптировать под существующую задачу. А учебники всегда нужно искать новые. Как только полностью изучен один, следует браться за другой, более высокого уровня (или относящийся к другим сферам программирования).

Бесцельная учеба

Учиться без стимула и мотивации просто бессмысленно. Если человек не понимает, зачем ему это образование, куда приложить навыки, то никакого толка от них не будет. Для одних достаточным стимулом может стать высокая заработная плата. Востребованность программистов растет с каждым годом, так что вероятность устроиться на хорошую работу весьма велика.

На фото – Линус Торвальдс, создатель ОС Linux. Он говорил: «Большинство хороших программистов делают свою работу не потому, что ожидают оплаты или признания, а потому что получают удовольствие от программирования»
На фото – Линус Торвальдс, создатель ОС Linux. Он говорил: «Большинство хороших программистов делают свою работу не потому, что ожидают оплаты или признания, а потому что получают удовольствие от программирования»

Другому человеку недостаточно возможности хорошо зарабатывать. У таких людей есть планы по реализации своих идей, которые обязательно будут нужны обществу и смогут принести их создателю и деньги, и славу. Каждый должен для себя определить, что он будет делать с тем, чему научится и как будет применять новые навыки на практике.

Если учесть все возможные ошибки в обучении и постараться их избежать, добиться успеха в короткое время будет проще.