Найти в Дзене
Изучаю людей

Математика с пелёнок, или как соответствовать требованиям школы.

В прошлый раз на своем канале Многомамы и логопеда я писала, стоит ли учить ребенка читать, если стоит, то когда, и тому подобное. Сегодня пришла очередь математики.

За математику родители тоже часто очень волнуются. Особенно если ребенок первый, и свои школьные годы уже растаяли в туманной дали, а что сейчас происходит в системе образования - пока не очень понятно.

Спокойно, сейчас все расскажу 😊 Современная школьная программа удивительно дисгармонична. Галопом мчимся весь первый год, срочно изучая все буквы и их варианты (письменные, печатные - одной буквы А я пять насчитала!). Не остаётся времени на постановку руки, на отработку почерка - а ведь именно с этим проблемы у подавляющего большинства детей. Зато с цифрами год топчемся в пределах первого десятка. Первого!

Большинство дошколят знают стишок одиндватричетырепять - уже в 3 года. В четыре - понимают, что пять - это не просто слово такое, а обозначение конкретного неизменного количества предметов. В пять - соотносят число и цифру. К семи годам большинство детей свободно ориентируется в пределах двух десятков, в пределах первого свободно совершают в уме арифметические действия. Конечно, они не умеют их записывать, без специального обучения не знают значения слов "плюс, минус, равно", но без ошибки ответят на вопрос - у тебя было пять яблок, два ты отдал мне, сколько у тебя осталось? И не большинство, но очень многие дети с тем же самым справляются уже в пределах сотни. Реально многие.

Как, откуда они это знают? Ну как... Вы же с ними разговариваете. Грибы в корзину кладете. Тарелки по числу членов семьи и гостей на стол ставите. Яблоки те же делите. Вот и впитывают, как все остальное в этом мире. Возраст такой, что впитают.

Игра ребенка к четырем-пяти годам становится достаточно сложной и отражающей все стороны человеческой жизни. Теперь кукла не просто ест кашу, теперь продукты для этой каши покупаются в магазине, в котором люди обмениваются странными бумажками, получая взамен продукты и вещи. Бывает вообще странно - даёт мама одну бумажку, а ей отдают много - вроде здорово, а мама не рада почему-то, и говорит, что потратилась.

До пяти лет это все ребенка не слишком волнует, около пяти - начинает интересовать. 2 килограмма яблок, пяток огурцов, одна дыня, поделим шоколадку на четверых - счёт, цифра, другие математические представления окружают ребенка со всех сторон и, если он имеет возможности для наблюдения, то усваиваются очень быстро без специального обучения .

Что же остаётся школе на первом году обучения? Научить записывать цифры и знаки. Попадать в клеточки. Ну, ещё познакомить с понятиями вроде "прямая" и "отрезок", и геометрическими формами, если кто их до школы вдруг не усвоил (среди нормы - таковых не встречала).

Поэтому - расслабляемся, товарищи. В первом классе детям на математике чаще всего невыносимо скучно. Они все это давно знают. Зато на уроках письма слишком весело и невероятно сложно. Так что если уж чем и заниматься до школы - то готовить руку к письму. Об этом нужно рассказывать? Если нужно, напишу.

А в следующий раз, пожалуй, расскажу об играх для обучения математике и чтению. Не пособиях, а именно играх. Играть в которые будет интересно и вам, и ребенку. И играя в которые, вы и сами не заметите, как ребенок, вдруг, читает и считает.