Предлагаю вашему вниманию (с любезного разрешения автора) рецензию на советский телефильм «Д' Артаньян и три мушкетера» (реж. Г. Юнгвальд-Хилькевич, 1978), написанную французской зрительницей после просмотра первой серии – следующих двух серий в киноклубе кембриджского Тринити-колледжа не оказалось. Автор – Лаура, она из Франции, но живёт в Англии и работает библиотекарем в Кембридже.
Мушкетёры всех стран, соединяйтесь!
Автор: Лаура (Франция), работает библиотекарем в Кембридже (Великобритания)
перевод: Александр Седов
Ссылка на оригинал - http://returnofthedodo.blogspot.com/2010/02/dartagnan-and-three-musketeers-by.html
В своей жизни мне довелось видеть довольно странные фильмы, включая один бутанский фильм и один греческий класса «Б-муви» под названием «Нападение Гигантской Мусаки» (Attack of the Giant Moussaka). Однако ни один из них не достиг той степени неправдоподобия, как «Д' Артаньян и три мушкетера» режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича – это популярный советский киномюзикл конца семидесятых годов. Да, вы не ослышались – популярный советский киномюзикл. Если вы думали, что слова «советский» и «песни» были синонимами понятию «краснознамённый хор» или картинке с «румяными пышущими здоровьем колхозниками, бурно воспевающими колхозный строй», - вам самое время распрощаться с предрассудками и открыть для себя эту маленькую жемчужину эскапистского развлечения.
Надо сказать, что я была удивлена отсутствием в фильме коммунистической пропаганды –
Нет, не подумайте, что в романе Дюма вы легко её обнаружите, если, конечно, вы не считаете знаменитую фразу «Один за всех…» апологией коллективизма! Если какой либо политический подтекст здесь и присутствует, то только подрывной: в одной из первых сцен уличный музыкант, высмеивая полицейское государство, управляемое «кукловодом» кардиналом Ришелье, напевает: «чихнёт француз – известно кардиналу».
Как мюзикл фильм оставляет несколько рыхлое впечатление. Песни здесь довольно броские, китчевые, это смесь поп-музыки семидесятых с традиционным русским сонорным звучанием (звучностью), но хореографии нет совсем, за исключением одной неопределённой попытки заснять корпус фехтующих мушкетёров откуда-то сверху.
Есть весьма странные и скорее даже сомнительные с художественной точки зрения кадры, которые придают фильму определённый шарм – случайно заснятые крупным планом коровы или стаи гусей. Да еще одна сцена разговора, в которой кардинал буквально уставился в камеру (выглядит это довольно уродливо!), и к тому же кадры в этом эпизоде сняты восьмёркой (операторский приём).
В фильме есть моменты чистой пантомимы, такие как эпизод, в котором два агента кардинала готовят западню для Констанции Бонасье, наперсницы королевы. Один привязывает её к столбу, а связанным почему-то оказывается его коллега, затем один из них попадает под горячую руку Д' Артаньяна, вследствие чего оказывается тщательно выбрит.
Если вы предпочитаете разного рода абсурдные ситуации и нонсенс, то здесь этого сколько душе угодно, и даже чуточку больше. Сцена, начинающаяся с дуэли Д' Артаньяна и трёх мушкетёров и заканчивающаяся дракой с гвардейцами кардинала, абсолютно сюрреалистическая: в центре свирепой схватки каким-то необъяснимым образом оказываются три сидящих сударыни с накинутыми капюшонами, совершенно безразличных к тому, что в их корзины, наполненные пухом, то и дело падают тела, вздымая в воздух пух, - и ни одна из них даже глазом не моргает. Сражение закончилось, Д' Артаньян разбивает скорлупу сваренного вкрутую яйца об эфес шпаги и преспокойно обедает на фоне груды поверженных гвардейцев.
После сцены сражения следует музыкальный номер, один из хитов первой серии: смазливый парень и казуист Арамис, лукаво подмигивая в камеру, объясняет нам в песне нечто прямо противоположное, что он «совсем не дуэлянт» (в глазах Господа дуэль – вещь нехорошая), он, видите ли, просто помогает подправить не очень удачные аспекты Творения вроде бандитской шайки гвардейцев кардинала.
Однако, возможно, самая невероятная вещь в фильме это то, как ему удаётся оставаться верным духу романа Дюма в целом и в изображении литературным героев в частности. Д'Артаньян – решительный и отчаянный, а кардинал, соответственно, вселяющий страх и скользкий, как шёлк, батальные сцены чудесны и стопроцентно поднимут вам настроение. В общем, фильм стоит того, чтобы найти его на Youtube. Хотя бы ради удовольствия услышать пение гордого гасконца Д' Артаньяна на русском языке.