Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу...
Дебютный фильм Бориса Акопова, выступившего в качестве режиссёра и сценариста, и сразу "в яблочко". Добрёл наш бычок до 30-го Кинотавра и отхватил себе Гран-при, как лучший из представленных картин, и приз за лучшую операторскую работу.
История о культовых 90-х. Ещё вполне себе молодой парень Антон Быков (Юрий Борисов) из простой рабочей семьи, живущей в небольшом
городке(посёлке) в Подмосковье. Потеряв отца, "оставившего" на попечение больную мать Светлану, младшего брата Мишу (студента Вуза) и совсем юную сестрёнку, Антон находится на пути становления в криминальной среде, как одного из "бригадиров" боевой местной группировки.
Антон некогда занимался спортом, отслужил срочную службу, и успел отбыть заключение (точная причина и по какому делу в фильме не упоминается). Его окружение из друзей и знакомых по спортивной секции составляют основной костяк рабочей группы.
Попав в передрягу на одной из местных "стрелок", применив пистолет в ходе потасовки, Антон попадает в отделение милиции, где ему прямо говорят, что уйдёт он уже на долго, и чуда не будет. Но чудеса в кино бывают. Московский криминальный авторитет "Моисей" (Игорь Савочкин), фигурально выражаясь, берёт под свою опеку Антона,
вызволяя его в тот же день из отделения одним звонком на прямую дежурному капитану. Чуть позже "Моисей" в личной встрече попросит Антона об услуге, последствия которой и станут кульминацией всей драмы.
При первом просмотре на большом фильм не вызвал никакого отторжения. Если оценивать визуал, то картина очень подвижна, камера следует за центром событий в динамичных сценах, что создаёт даже не – то что иллюзию присутствия, а некое пассивное участия.
Был и второй просмотр, и частично третий. Фильм начал "рассыпаться" в голове уже дома, от цельного к подобию скетчей (визуально-тематических зарисовок), которые несмотря на заявленный драматизм, становились анекдотами, видео новеллами "Городка".Причиной этому, на мой взгляд, в первую очередь стало грубое пренебрежение к деталям. Один лишь Антон представляет более или менее жизнеспособного персонажа.
Антон Бык, по кличке "бык", и тут отличное попадание с ролью самого персонажа в рамках истории, он является "волом", тянущим на своих плечах всю семью.
Но куда он тянет, или откуда вытаскивает? Мы застаём рассказ на середине, в котором так до конца и не ясно был ли выбор у героя, или же он стал заложником обстоятельств.
Антон представляет собой ясный и чёткий образ смерти. На протяжении всего фильма, в диалогах, он уходит в упоминании себя, как о зле. Поставив на себе крест, это чувствуется в эмоциональной подаче, он всячески убеждает нас, как зрителя, и себя самого, что он плохой
человек. Он понимает и принимает себя с одной целью, его брат не будет таким. Это раскрывается в сцене небольшого застолья в кругу друзей(в одной из начальных сцен), где вроде бы безобидная, уютная обстановка в лице самого Антона отторгает брата, как участника застолья:"нечего ему тут делать".
И Антон, как предвкушающий свою гибель, принявший свою душевную смерть самый живой персонаж в истории. Остальные представлены как картонные рекламные чучела в магазинах, с каким то одним архетипом.
Младший брат Миша влюблён в Таню (Стася Милославская), и вот он любит и страдает, страдает и любит, и ничего более. Это как нарезать салат на праздник, но забыть заправить соусом.
Таня играет роль валютной nrostutytku, так её характеризует сам герой. Таня работает в парикмахерской (салон красоты) и мечтает свалить от окружающей действительности в Англию, благо связь с потенциальным женихом уже установлена. Ну вот разве, что Англия, а так очень даже напоминает известную композицию Рашен Гёрл-Комбинация.
Ёмкую мысль, которую я выхватил при просмотре одной из пресс-конференции, высказал один из деятелей кино. Она звучит, как претензия на фрагментарную вторичность. Каждый ключевой "блок" фильма отсылает к уже утвердившимся "Брат", "Бригада" и т.д. Коллаж из газетных вырезок. Это не упрёк в смертном грехе, вполне можно не в ущерб своему самолюбию закрыть на это глаза.
Тянет ли фильм на самобытное, авторское восприятие прошедших 90-х? Нет, ну разве только-только прикоснувшимся к этой тематике(живущих в информационном пузыре наверное) он покажется ревизионистским. Популяризированный "беспредел", который конечно был, в реальности не занимал столько места в сознании людей в нынешнем представлении.
Несмотря на перечисленные недоработки, я советую к просмотру всем любителям криминальных драм. Крепенькое кино на вечер.