Найти тему
Жизнь после славы

Как случай на съемочной площадке едва не прервал карьеру Евгения Жарикова

Оглавление

Евгений Жариков — знаменитый советский актер, чей 25-тилетний брак с актрисой Натальей Гвоздиковой считался образцово-показательным, неожиданно оказался героем громкого секс-скандала. Обнародование подробностей его тайной жизни едва не закончилось для актера потерей семьи и нанесло тяжкий вред здоровью.

Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков. Фото goodhouse.ru
Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков. Фото goodhouse.ru

Евгений родился 26 февраля 1941 года в Москве в семье известного советского писателя Ильи Мелахиевича (Михайловича) Жарикова и учительницы русского языка и литературы Анны Григорьевны. Он был младшим из четверых детей супругов (двух от первого брака матери и двух совместных). Чтобы мальчик выжил в голодные военные годы, мать отправила его к своим родителям в Сергиев Посад, где у них было свое большое хозяйство. В Москву Женя вернулся, когда пришла пора идти в школу.

"Мой генерал" 1979 г.
"Мой генерал" 1979 г.

В старших классах Жариков занимался в драмкружке вместе с будущей звездой кино Галей Польских, в которую был безумно влюблен.  После школы девушка поступила во Вгик, и через год (Женя был на год младше) он поступил туда же на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Однокурсниками Жарикова были Жанна Болотова, Лидия Федосеева-Шукшина, Сергей Никоненко, Николай Губенко, ставшие впоследствии знаменитыми актерами. Платоническая любовь молодого человека окончилась ничем — Польских предпочла ему студента с режиссерского факультета Фаика Гасанова и вышла за него замуж.

Артистическая карьера Евгения Жарикова

Еще будучи студентом первого курса, Жариков сыграл свою первую небольшую роль в любовной драме режиссера Юлия Райзмана “А если это любовь” (здесь же состоялся дебют Андрея Миронова). Сначала он пробовался на главную роль, но смотрелся слишком по-детски в откровенных сценах (по тем временам, такими считались даже поцелуи) с актрисой Жанной Прохоренко, исполнительницей главной женской роли. Поэтому Райзман вынужден был заменить Женю на актера Игоря Пушкарева, который выглядел постарше. А для Жанны это была уже вторая серьезная работа в кино — ранее она с блеском дебютировала в картине “Баллада о солдате”.

Затем последовала главная роль лейтенанта Гальцева в военной драме начинающего режиссера Андрея Тарковского “Иваново детство” (1962 г.). Фильм получил мировое признание и множество престижных кинопремий, прославил режиссера и актеров, снявшихся в ведущих ролях — юного Николая Бурляева, Валентина Зубкова и Евгения Жарикова.

Дебют Евгения Жарикова. “А если это любовь?” 1961 г.
Дебют Евгения Жарикова. “А если это любовь?” 1961 г.
Валентина Малявина и Евгений Жариков. “Иваново детство” 1962 г.
Валентина Малявина и Евгений Жариков. “Иваново детство” 1962 г.

Читать также Валентина Малявина: превратности судьбы – звезда экрана, тюрьма, закрытая клиника

Первая звездная роль в “Три плюс два”, где снимался фильм

Но настоящая популярность пришла к Евгению после выхода на экран комедии режиссера Генриха Оганесяна “Три плюс два” (1963 г.), где он сыграл одну из главных ролей — дипломата Вадика. Судьбоносной стала эта картина и для исполнителей других главных ролей — Андрея Миронова, Геннадия Нилова, Натальи Кустинской  и Натальи Фатеевой. Съемки проходили в Крыму, в районе поселка Новый Свет у горы Сокол, а съемочную группу поселили во дворце князя Голицына, туда, где и сейчас находится завод шампанских вин.

Кстати, любовная история персонажей (ветеринара Ромы и дрессировщицы Зои), закончилась настоящим романом между Мироновым и Фатеевой. Андрей даже сделал Наталье предложение, но его властная мать — Мария Миронова, выбор сына не одобрила. Этого оказалось достаточно, чтобы их отношения закончились (Наталья Кустинская тоже проявляла настойчивый интерес к Жарикову, но он остался равнодушен к ее чарам). Зритель с восторгом принял легкий развлекательный фильм, далекий от производственных тем и социалистической морали.

Евгений Жариков, Андрей Миронов, Геннадий Нилов. “Три плюс два” 1963 г.
Евгений Жариков, Андрей Миронов, Геннадий Нилов. “Три плюс два” 1963 г.
Наталья Фатеева и Наталья Кустинская. “Три плюс два” 1963 г.
Наталья Фатеева и Наталья Кустинская. “Три плюс два” 1963 г.

К моменту окончания учебы в 1964-м году, Евгений стал уже известным актером. Андрей Тарковский, с которым Жариков тесно общался, обещал ему главную роль в своей будущей картине “Андрей Рублев”. Одновременно поступило предложение от немецких кинематографистов сняться в образовательной телепрограмме “Русский для вас” — для немецких граждан, желающих изучать русский язык. Сценарий Тарковского еще не был дописан и неизвестно, какая участь его ожидала. Поэтому Жариков уехал в ГДР, где проработал 2, 5 года, получая огромную (по меркам советского актера) зарплату.

Вернувшись в Москву, Евгений устроился в труппу Театра киноактера и продолжил сниматься в кино. За свою 50-тилетнюю кинокарьеру он сыграет почти в 70-ти проектах, лучшим из которых станет многосерийный художественный фильм о работе уголовного розыска “Рожденная революцией” (1974-77 г.). Картина станет культовой, а Жариков отныне будет ассоциироваться у советского зрителя с образом главного героя — милиционера Николая Кондратьева.

Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков. “Рожденная революцией” 1974-77 г.
Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков. “Рожденная революцией” 1974-77 г.

Евгений снимался и в 90-е, и в 2000-е годы, но каких-либо ярких ролей у него уже не было. Виной тому развал кинематографа. Такая же участь постигла почти всех знаменитых актеров, вынужденных играть в бездарных картинах и сериалах. Последней актерской работой Жарикова станет небольшая роль генерала МВД в криминальном фильме “Заложники любви” (2011 г.)

Евгений Жариков. “Барышня-крестьянка” 1995 г.
Евгений Жариков. “Барышня-крестьянка” 1995 г.
Евгений Жариков. “Кодекс чести-1” 2002 г.
Евгений Жариков. “Кодекс чести-1” 2002 г.

Несчастный случай на съемочной площадке

Скорее всего, ролей было бы намного больше, но в 1970-м году, снимаясь на Туркменской киностудии в военной драмы “Смерти нет, ребята”, актер получил тяжелую травму — упал с бегущей лошади. По словам Жарикова, опасный трюк должен был выполнять каскадер, но туркменская дирекция картины успела разворовать бюджет: ни на каскадеров, ни на обученных лошадей денег уже не осталось.

Пренебрегая безопасностью актера, режиссер Булат Мансуров посадил Евгения на деревенскую клячу и отснял 3 дубля. Но ему показалось, что лошадь недостаточно резво скачет. Мансуров приказал ее напугать, не предупредив Жарикова. Дело закончилось для актера падением, переломом тазовой кости и компрессионным переломом позвоночника. Полгода он пролежал в больнице. Много лет спустя, старая травма еще не раз давала о себе знать. А потом перестала действовать нога. Евгению грозило инвалидное кресло. Он перенес несколько тяжелейших операций по замене тазобедренного сустава и с тех пор прихрамывал.

О тайнах семейной жизни актера читайте в продолжении