9 мая 2018 года в газете "Кузбасс" под авторством Галины Бабанаковой вышел материал "Тайна самолёта, сбитого дождём". В нём рассказывается о самолёте, который в сложных погодных условиях отбился от авиагруппы и потерпел крушение в районе г.Тайга Кемеровской области. За этот год поиски остатков самолёта ни к чему не привели, а вот архивные поиски научного сотрудника исторического музея Тайгинского городского округа дали результаты - в архивах открылись дополнительные документы об этой трагедии. Мы надеемся, что найдутся жители Тайги и окрестностей, которые помогут найти место крушения самолёта.
Город Тайгу и его жителей не удивишь приезжими экспедициями и исследователями-одиночками. До сих пор, к примеру, находятся искатели «золотого клада Колчака». А в конце этого месяца сотрудники исторического музея городского округа ждут гостей из Красноярска, которые тоже намерены прочесать здешние окрестности. Они хотят найти место падения самолёта А-20G производства компании «Дуглас». Именно близ Тайги в сентябре 1943 года потерпел крушение военно-транспортный «Бостон». Где именно? Вот на этот вопрос спустя почти 75 лет и пытаются ответить поисковики XXI века.
Небо Родины исследуется тщательно
Но первыми, кто сообщил сотрудникам тайгинского музея об упавшем самолёте, были все-таки земляки-кузбассовцы. А именно – активисты Кемеровского регионального отделения организации «Поисковое движение России». Его председатель Юрий Баляскин писал, что в рамках проекта «Небо России» они устанавливают судьбы экипажей самолётов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
«Небо Родины» накрывало и нашу область. Несмотря на то, что здесь был глубокий тыл, авиакатастрофы тоже случались. Одна из них – тайгинская. Обстоятельства этого ЧП, судя по архивным данным, таковы. 7 сентября 1943 года при перелёте по маршруту Красноярск–Новосибирск в районе станции Тайга А-20G попал в полосу дождя. Отстав от группы, самолет внезапно оказался в облачности большой плотности. При полёте по приборам потерял пространственное положение. Лётчик – старший лейтенант Л.И. Макаров – не смог вывести самолёт из крена. В критический момент пилот выпрыгнул с парашютом. Неуправляемый самолёт врезался в землю. Механик, старший сержант А.Н. Костылев, сгорел в пылающей машине…
Сегодня благодаря интернету есть доступ к именам павших в годы войны.
– Но в списках погибших я не нашёл механика А.Н. Костылева, – говорит научный сотрудник тайгинского музея Дмитрий Ковров. – Хочу ещё обратиться к соседям из Новосибирска. Там в архивах есть данные и на погибших в авиакатастрофах военного времени. А также тех, кто выжил. Может быть, и про лётчика Макарова что-то узнаю.
Виноват, что выжил?
А в 1943 году расследование авиа-ЧП проводилось, конечно же, по законам военного времени. Строго, скрупулёзно. Выводы комиссии направлялись наверх под грифом «Совершенно секретно». Именно с такой пометкой отчёт о расследовании 13 октября 1943 года поступил командующему ВВС СБВО генерал-майору авиации Шелухину. В этом документе помимо лётчика Маркова фигурирует и руководитель перелётной авиагруппы майор Антоненко. Он, знавший о месте встречи с холодным фронтом и плотными облаками, запоздало перешёл с группой на благоприятную высоту для полёта. По этой причине и отстал от других экипаж Маркова.
Про последнего в секретном донесении сказано буквально следующее: «Отстав от группы, Марков продолжал лететь на высоте 600 метров. Попав в полосу дождя, неожиданно оказался ещё и в большой облачной плотности. Старший лейтенант Марков перешёл на полёт по приборам. Но вскоре потерял пространственное положение самолёта относительно горизонта. Видя на приборе увеличение скорости, взял ручку на себя. После этого Марков почувствовал падение на левое крыло. Не пытаясь далее восстановить самолёт в нормальное положение, лётчик решил, что самолёт в штопоре. Приказав механику приготовиться к прыжку, ждал ответа. Не получив ответа на команду, повторил ещё и ещё раз: «Прыжок! Прыжок!». И вновь молчание Костылева. А между тем, самолёт вышел из облаков с большим левым креном и задиром. Марков пытался выпрыгнуть. Но из-за сильного прижатия к сиденью сделать этого сразу не смог. После неудачной попытки к прыжку вновь взялся за управление самолётом. Но в нормальное положение самолёт уже не вошёл. С левого крена резко перешёл в правый. Сбросив крышку фонаря, на высоте 150-200 метров Марков выпрыгнул с парашютом. Приземлился благополучно в лесу. А неуправляемый самолёт с работающими моторами врезался в лес под углом в 70 градусов. От сильного удара самолёт загорелся вместе с механиком».
А может, уже не было в тот момент в самолете механика Костылева? Может, он выпрыгнул с парашютом ещё раньше Маркова?
Как бы то ни было, фамилия летчика стоит первой в списке виноватых в этом небесном ЧП. Дождь к ответу не призовёшь. А вот как наказали Маркова – неизвестно. Можно лишь предполагать, что его растерянность в сложных метеорологических условиях была доказана строгими инспекторами…
Где быть памятному знаку
Нынешние поисковики – и наши кузбассовцы, и красноярские – хотят установить памятный знак на месте падения военного самолёта. Хотя история с «Бостоном» вовсе не героическая, а скорее печальная. Однако, к примеру, тайгинские парни из весеннего призыва 2018 года тоже не остались к ней равнодушными. А им историю про крушение рассказал научный сотрудник музея Дмитрий Ковров. Это уже стало традицией – возить и водить призывников по особым местам Тайги. Про клад Колчака местные юноши, конечно, слышали, а вот про американский самолёт из 43-го года – нет. Заинтересовались, даже высказали пожелание:
– Хорошо, если через год, когда мы вернёмся домой со службы, памятный знак уже будет.
Дмитрий Витальевич Ковров тоже озвучивает свою надежду:
– Хорошо, если откликнуться очевидцы тех событий в небе над Тайгой. Пока же позвонил в музей только один человек. Вроде, что-то слышал он от своих родителей. Сопоставили факты из рассказа и те, что из архива. Увы, не то, не то…
Правда, есть ещё предположение, что самолёт упал подальше – возле села Таловки. Оно в нескольких километрах от Тайги. И вообще, Таловка тоже полна исторических тайн. Здесь в реке находили саблю колчаковских времён. И до сих пор ищут пулемёт. Как, впрочем, и клад белого адмирала.
Но, повторяю, поисковиков из Красноярска интересует именно место падения самолёта. Руководитель отряда «Трасса» Александр Матвеев обратился к тайгинским музейщикам вот с такой просьбой:
«Можете ли вы помочь нам в определении южной границы Тайги в военное время? Примерно по каким улицам она проходила… А в лесу есть ли просеки, дорожки, много ли валежника? Ровные ли у вас места, или болотные?».
Сейчас в самом городе Тайге снег (а сугробы здесь были выше крыш), конечно, уже растаял. В лесу ещё сыро, но к концу мая наверняка станет суше. Так что красноярцы могут спокойно отправляться в путь. Местный сопровождающий для них найдётся. И в любом случае гости приедут не зря. В переписке с нашим музеем соседи-поисковики сами отметили, что «рассказы по авариям надо фиксировать. Там бывает много интересного».
Кстати, интересна и важна еще одна деталь, касающаяся упавшего близ Тайги «Бостона». Напомним, самолёт, о котором идет речь, был военно-грузовым. Возможно, предназначался для доставки продуктов на фронт. Или перевозки ценных и секретных документов. Перед перелётом был тщательно осмотрен. По докладу пилота Маркова, материальная часть самолёта и его моторов находилась в хорошем состоянии… Так вот, сейчас достоверно известно, что после разбора того трагического полёта были разработаны мероприятия, способствующие повышению дисциплины лётного состава и ответственности командиров. При любой погоде!
Привожу полностью архивные документы о результатах расследования крушения самолёта по горячим следам, в 1943 году:
"В годы войны только на территории Красноярского края произошло 59 авиационных катастроф, погибло 119 летчиков. Кажется, что Филиппов может перечислить все эти потери советских ВВС. В Кононово 29 марта 1944 года разбился самолет старшего лейтенанта Самарцева, в Крючково — 27 мая 1943 года воздушное судно капитана Степанова, в Зеледеево — 17 января 1941 года бомбардировщик младшего лейтенанта Прибыткова. По территории Сибири от Аляски до Красноярска проходил перегон американских самолетов, поставляемых в СССР в порядке союзнической помощи по программе ленд-лиза. «Через Красноярск на фронт с октября 1942 по октябрь 1945 прошло около восьми тысяч самолетов. Не обошлось без потерь. Все имена погибших летчиков сейчас известны, мы ведем работу по их увековечиванию. На Троицком кладбище в Красноярске создан мемориал, где на плитах выбиты имена всех погибших в крае в военные годы авиаторов», — рассказывает краевед. Основная масса погибших летчиков не имеет могил. Часто, в архивных документах сказано, что экипаж сгорел вместе с крылатой машиной. Есть записи, что летчики похоронены на месте катастрофы, но сейчас, через 70 лет, в тайге не осталось следов." (Сибнет, 26.9.2014: Тайна пропавшего «Бостона»: в Сибири исчезли десятки боевых самолетов)
Подписывайтесь на дзен-канал "Места моей истории" и на сообщество "Старая Тайга", чтобы получать интересные исторические и генеалогические материалы там, где вам удобно.
----------------------------------------—
Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025