Найти в Дзене
Mike Lebedev

«Телевизор». История с одной пластинкой

Как и большинство приключений детства и раннего юношества, это началось с того, что позвонил мой закадычный друг Олег Юрьевич... позвонил и решительно заявил:

- Давай увлечемся русским роком!

В общем, в предложении этом чего-то необычного не было. Русский рок тогда как раз стремительно выплескивался на поверхность после долгих лет подполья, и «Аквариум» уже показывали по телевизору в «Музыкальном ринге», ну и названия «Алиса» и «Кино» мелькали, ну и наши прославленные «металлисты» «Ария» с «Круизом», конечно! И даже кое-что мы слышали, правда, или в шипящем исполнении магнитофона «Электроника-302», или вовсе в самодеятельном. Но Олег Юрьевич не был бы собой, если бы тщательно не подготовился к приключению заранее.

- Что мы слышали – это всё ерунда, самодеятельность. Говорят – даже на пластинках уже выпустили!

Да, на пластинке – вот это было уже серьезно!

- Собирайся, поехали!

Все без исключения приключения начинались с того, что мы ехали куда-то в неизведанное. Да и чего бы не поехать. Конец августа, благословенное время, старые друзья снова вместе, а до школы еще целая неделя!

Начали знакомство мы, конечно, с магазина «Мелодия» на Ленинском проспекте, дом 11, как наиболее релевантного. И осмотр показал, что таки да, источники информации нас не подвели: пластинок действительно была выпущена масса. И чего только не было! И Deep Purple, и Rainbow, и Бон Джови, и шведский гитарист-виртуоз Ингви Мальмстин, и еще что-то. И все – под маркой «Мелодия». Ну а из отечественной продуктовой линейки – и в самом деле: имелись и «Аквариум», и «Кино», и «Алиса», и «Круиз». Только, как бы это сказать...

Все они были выставлены чуть в стороне от прилавков, под приглядом вороватого вида мужичков и под вывеской «Спекулятивная торговля с рук категорически запрещена!», ну вы поняли. А на прилавках – было всё как и раньше, при бабушке, Лев Лещенко и Валентина Толкунова.

- Почем музыкальный опиум для народа? – спросил Олег Юрьевич.

- Чего не стоит, - лениво откликнулся картавый мужичок сравнительно интеллигентной внешности.

- Чего не стоит? – удивились мы.

- Всё чего не стоит.

- Да почему не стоит? Отличная же музыка, современные группы!

- Чегвонец стоит, дебилы! – сосредоточившись, прокартавил человек. – В гуках повегтеть – губль...

Червонец! 10 рублей, стало быть, против номинала в 2 руб. 50 копеек! Да откуда ж такие деньги у простых советских школьников, даже ради русского рока!

И Олег Юрьевич разразился сложносочиненной тирадой, смысл которой при переводе на литературный язык сводился к «Да ты совсем рамсы попутал, жид пархатый!!!»

В «Мелодии» на Калининском картина повторилась. И в магазине «Советская музыка» на Маяковской тоже. Тоже – но не до конца. Потому что там, где-то в глубине зоркий глаз Олега Юрьевича углядел пластинку «Шествие рыб» группы «Телевизор», которая была идентифицирована им как таки да, представитель того самого «русского рока».

И мы ее купили. Больше все равно за 2,50 купить было нечего, не возвращаться же с пустыми руками.

-2

«Да ну, ересь какая-то заунывная... – был вердикт Олега Юрьевича после первого прослушивания, - Может, и правильно, что их всех запрещали!» И на этом лично он тему «русского рока» для себя закрыл.

Да, потом были и «Аквариум», и «Кино», и «Алиса»... собственно, и «Телевизор» тоже был где-то рядом.

Как известно, громкое имя себе Михаил Борзыкин сделал, скажем так, «песнями протеста», как сейчас бы сказали, «политотой», но тогда это было совершенно нормально. «Твой папа – фашист», «Рыба гниет с головы», программа «Взгляд», все дела. Но у меня лично вот очень теплые чувства к первой их записи, к «Шествию рыб», где, в общем, отличная лирика, без общественно-политической составляющей.

И в плане музыки, как бы это сказать... Все-таки родной наш русский рок - это как бы утяжеленное КСП, с электрогитарами и барабанами, в хорошем, безусловно, смысле слова, но тем не менее. А вот «Телевизор»-то как раз играл сравнительно актуальную электронику, в духе времени, так сказать.

В общем – очень люблю я эту пластинку, и вспоминаю тот августовский день, и Олега Юрьевича, которого уж сколько лет нету на нашей Земле...

Вот такая лирика.

Если что-то выделить, то мне милей всего композиция с весьма оригинальным для рок-музыки названием «Вчера». Отдельно ее я не нашел, на всей пластинке она пятая по счету, звучит с 10:15

группа "Телевизор", альбом "Шествие рыб", 1985 год

PS И вообще, молодежи полезно знать, что Михаил Борзыкин - не "спортивный журналист", а великий русский музыкант и поэт-песенник!

:-)