Найти тему
Донбасс Таймс

Машины дороже людей? История русского парашюта

«Парашюты в авиации — вообще вещь вредная, так как лётчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолёты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их следует беречь. А люди найдутся, не те, так другие!»

Такую резолюцию начертал в 1912 году главнокомандующий Российскими воздушными силами великий князь Александр Михайлович на ходатайстве о применении в армии ранцевых парашютов для спасения лётчиков. Первый в мире ранцевый парашют несколькими месяцами раньше был разработан и испытан русским изобретателем Глебом Котельниковым.

К идее создания компактного парашюта, который крепился бы на самом лётчике, а не на самолёте, как это делалось раньше (очень редко), Котельников пришёл после катастрофы, случившейся в 1910 году в Санкт-Петербурге. Во время Всероссийского праздника воздухоплавания в воздухе развалился самолёт Льва Мациевича, одного из первых российских авиаторов. Пилот погиб на глазах у многотысячной публики. Символично, что перед этим Мациевич уже совершил все предусмотренные программой праздника полёты, а в воздух поднялся по просьбе того самого великого князя Александра Михайловича.

Ранцевый парашют Котельникова, который он назвал РК-1, представлял собой круглый шёлковый купол с несколькими стропами, они двумя пучками крепились на плечах парашютиста с двух сторон. Сам парашют укладывался в лёгкий деревянный заплечный ящик, впоследствии заменённый на алюминиевый. В воздухе парашют раскрывался, когда парашютист дёргал за вытяжное кольцо.

Интересно, что первые испытания парашют прошёл не в воздухе, а на земле, точнее на автомобиле, на просёлочной дороге. Во время движения машины купол сразу же раскрылся, как только было выдернуто кольцо. И все последующие испытания показали отличные результаты. Но к производству для нужд российской военной авиации ранцевый парашют принят не был, из-за известной позиции великого князя. И только когда началась Первая мировая война, о Котельникове и его изобретении вспомнили в военном министерстве. Было изготовлено около сотни ранцевых парашютов, но до российских лётчиков они так и не дошли. Массовое распространение такие парашюты, уже в мягком ранце, получили только в 20-е годы в Красной Армии.