Нужен взгляд со стороны человека опытного, который мог бы подсказать изменения.
Когда человек начинает молиться, весь духовный негативный мир сотрясается от злобы. И на этого человека обязательно будут очень сильные нападения, причем настолько тонкие, что он может этого не заметить.
Поэтому всегда нужен взгляд со стороны человека опытного, который мог бы подсказать. Себя со стороны мы не видим и всегда кажемся себе лучше, чем мы есть на самом деле, и только со стороны видно что-то. Враг может увести в сторону, и человек этого не заметит.
Заниматься Иисусовой молитвой мирянину можно, но всегда была опасность того, что человек, прочитав в книгах, какие благодатные состояния, какое неотмирное блаженство испытывают подвижники, которые правильно занимались этой молитвой, начинает стремиться к этому благодатному состоянию, а демоны могут псевдоблагодатные состояния тоже создать.
Человек увлечется, и начнутся очень страшные вещи, потому что он не может себя контролировать и не может себя видеть. Ему кажется, что все правильно, а на самом деле он идет в другую сторону.
Поэтому можно заниматься, но не без руководства. Не потому что духовник конкретно будет говорить, как молиться, как с дыханием совмещать, в каком уголке сердца должна звучать молитва, как к этому прийти, какие методики, – не это главное. Это все можно прочитать. Духовник должен следить за тем, что происходит с его чадом, когда он поживет в молитве какое-то время, какие произойдут изменения.
А изменения будут видимые: в характере, в поведении, в выражении лица, в эмоциональном устроении – это все видно. А о том, как конкретно молиться, столько книг написано... Если почитать одно «Добротолюбие», то там все есть. Много людей писали о Иисусовой молитве, и этого более чем достаточно, чтобы понять с разных точек зрения, что такое молитва, какие способы молитвы и т.д. Не это нужно.
Нужен взгляд на то, что происходит с человеком во время молитвы и какие она рождает результаты. Внимательный духовник должен это увидеть, и когда он увидит, что идет крен «не туда», должен выяснить, почему так, и подправить.
***
Понравилась публикация? Ставьте палец вверх!
Пишите нам — и молитвенная помощь придет.
Записки на поминовение: valaam-kavkaz@yandex.ru;
пожертвование на карточку Сбербанка 4817 7602 4787 9236
или перевод на телефон: + 7 988 501 00 88,
сумма — на Ваше усмотрение.
Подписывайтесь на "Кавказский скит Валаама" — канал для тех, кто ищет ответы на трудные вопросы духовной жизни, которые ставит перед нами современная жизнь.