Всем привет!
Среди множества попыток угонов самолётов в СССР, пик которых пришёлся на 1990 год, удачными для захватчиков оказались считанные единицы. В большинстве случаев угонщиков сразу депортировали в СССР или сурово судили по законам принявшей борт страны.
Но иногда судьба преподносила авиаугонщикам весьма неоднозначные сюрпризы.
Отец и сын Бразинскасы
В 1970 году Советский Союз был ошарашен дерзким угоном Ан-24, следовавшим из Батуми в Сухуми. Отец Пранас и его несовершеннолетний сын Альгирдас Бразинскасы, вооружённые пистолетом, обрезом и гранатой, объявили рейс захваченным и потребовали взять курс на Турцию. В ходе захвата они убили стюардессу Надежду Курченко, ранили ещё двоих членов экипажа и пассажира.
После приземления в турецком Синопе захватчики были арестованы: отца приговорили к 8 годам тюрьмы, сын — к двум. После освобождения по амнистии спустя два года Бразинскасы нелегально перебрались в США, где долго добивались права остаться на американской территории. В итоге американцы закрыли глаза на послужной список террористов и позволили им осесть в Нью-Йорке. Спустя некоторое время отец и сын перебрались в Калифорнию.
Отец взял новое имя — Фрэнк Уайт, сын стал бухгалтером Альбертом Виктором Уайтом. Соседи Фрэнка опасались агрессивного Бразинскаса-старшего: он активно приторговывал оружием, угрожал добропорядочным американцам и так и не удосужился выучить язык новой родины. Литовская диаспора, поначалу активно поддерживавшая Бразинскасов, откровенно провалила сбор средств в их пользу.
Ссоры между стареющим, почти парализованным, отцом и его сыном стали возникать всё чаще. В итоге 10 февраля 2002 года в результате очередного конфликта Альберт Виктор убил своего отца, нанеся ему восемь ударов бейсбольной битой по голове.
Альберт Виктор Уайт, он же Альгирдас Бразинскас, был приговорён к 16 годам тюремного заключения. По всей видимости, младший Бразинскас умудрился натворить что-то ещё, будучи в заключении: по данным сайта Калифорнийской пенитенциарной системы заключённый Альберт Виктор Уайт всё ещё содержится в тюрьме округа Сан-Диего недалеко от границы с Мексикой — право ходатайства на досрочное освобождение он получит только в 2020 году.
Что касается самолёта, то его вернули компании-эксплуатанту и он ещё долгое время летал с портретом убитой Надежды Курченко.
В начале 90-х воздушное судно выкупили авиалинии Узбекистана. Самолёт получил новый бортовой номер UK-46256. В конце 90-х годов Ан-24 был порезан на металлолом.
Роман Свистунов
В отличие от сломанных судеб террористов Бразинскасов, жизнь Романа Свистунова, угнавшего сельскохозяйственный Ан-2 без применения насилия и угроз, сложилась куда более благополучно.
В 1987 году после совместной пьянки со сторожем сельского аэродрома в Латвии Роман Свистунов осуществил свой замысел и покинул территорию СССР на «кукурузнике». Тогда в связи с участившимися угонами самолётов существовала практика не заправлять топливные баки бортов малой авиации полностью — чтобы злоумышленники не долетали до заграничных аэропортов.
Свистунову топлива до шведских аэродромов и не хватило, но он сумел приводниться буквально в нескольких метрах от берегов шведского острова Готланд.
Выловленному шведскими пограничниками беглецу удалось избежать экстрадиции на Родину. Отбыв назначенное условное двухлетнее наказание и получив вид на жительство в Швеции, Свистунов покинул Готланд, а в 1990 году — и Швецию. Ещё через 2 года он вернулся, а к нему тогда присоединилась оставленная в Николаеве семья — жена и двое детей, Денис и Кристина.
Известно, что он какое-то время работал в пекарне и пиццерии, затем стал поваром в кафе Rövar Lilja (по иронии судьбы — рядом с аэропортом Висбю), а также работал в датском Копенгагене.
Далее его следы надолго затерялись, но пару лет назад потолстевший и полысевший Роман Свистунов появился на открытии выставки в музее авиации острова Готланд, посвящённой 30-летию его побега.
Угнанный им Ан-2 по-прежнему является центральным экспонатом музея — энтузиастам удалось восстановить разрушенный при посадке самолёт.
О мотивах своего побега Свистунов так и не рассказал, повторяя в многочисленных интервью одну и ту же фразу «Я просто хотел выжить».
Семья Овечкиных
Самые знаменитые советские авиаугонщики, конечно, семья Овечкиных. Их дерзкий и безрассудный захват самолёта Ту-154, летевшего по маршруту из Иркутска в Ленинград, закончился неподготовленным и неудачным штурмом. Оставшихся в живых членов семьи террористов (из которых трое были несовершеннолетними) также ждала невесёлая в основном участь.
17-летний на момент захвата Игорь был приговорён к восьми годам заключения. 28-летней Ольге суд назначил 6 лет лишения свободы. Оба вышли на свободу после половины отбытого наказания.
Игорь продолжил криминальную деятельность, стал пить, вскоре был пойман за торговлю наркотиками и погиб от рук сокамерника в СИЗО.
Ольга также стала злоупотреблять алкоголем. Она торговала рыбой на рынке в родном Иркутске, а вечера проводила в сомнительных компаниях за распитием водки. Один из таких вечеров закончился пьяной ссорой, в которой её убил разделочной доской сожитель. Детей Ольги забрала единственная не участвовавшая в захвате самолёта сестра Людмила, и есть надежда, что жизнь их сложилась удачнее родственников.
Ещё один из участников захвата — 13-летний Михаил. Сначала рос в интернате, потом был взят под опеку всё той же Людмилой. После развала СССР покинул Родину и стал уличным музыкантом на улицах Европы. Он пережил инсульт, заново учился ходить и говорить. По некоторым данным находится в социальном реабилитационном центре в Барселоне.
10-летняя Ульяна довольно рано распробовала алкоголь. В 16 лет родила ребёнка, одно время она работала в приёмнике-распределителе, но служебного рвения не проявляла. В состоянии опьянения она проявила склонность к суициду. Один раз Ульяна вновь бросилась под машину, после чего осталась инвалидом, а её сожитель погиб.
Следы 9-летнего Серёжи и 14-летней Тани постепенно затерялись за прошедшие годы. Известно лишь, что Сергей играл в ансамблях в иркутских ресторанах ещё при живом брате Игоре. Во время штурма Сергей получил пулю в бедро от штурмовавших самолёт военных. Пуля не была извлечена, и по воспоминаниям родственников часто беспокоила его.
Татьяна же вышла замуж, родила ребёнка и покинула родной город.
Татьяна, Людмила и Михаил изредка появлялись в телепрограммах и документальных фильмах о событиях 1988 года, но к активному общению с журналистами не стремились.
Вот такая сегодня получилась статья. Ранее я уже писал об авиаугонщиках в одной из своих статей, советую прочитать. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, всем удачи и пока-пока!
Если вам понравилась статья, вы можете поддержать автора переводом любой суммы: