Найти тему
Юлиан Мунтяну

Многообразие китайских стилей саморазвития - 3

Если внешние стили саморазвития (смотря что развивают, конечно) самые доступные, то внутренние один другого более закрытые. Причём если закрытость, скажем, Тайцзи-цюань, или И-Цзин-цзин, определяется в значительно степени традицией удержания истинного учения в тайне, для чего практикуется преподавание ложных - отвлекающих комплексов движений (самые ныне тиражируемые в самом Китае и по всему миру, в первую очередь Тай-чи 24 форм - абсолютно неканонические, "придуманные" "на коленке" как бы не совсем мастерами для достижения массовости... чего, собственно, и удалось добиться - но у таких искусственных стилей нет основы, нет выверенности, и они не обеспечивают безопасности последователям; так, по сведениям даосского Мастера Си Чунь-Шэну (Xi Chung-Shen) ежегодно в медучреждения по поводу травм в результате практики Тай-чи 24 Форм в одном только Китае обращаются десятки тысяч человек. Серьёзный повод задуматься легковерам-верхоглядам, которые не относятся достаточно серьёзно к вопросу о выборе Школы и Учителя), то Ба-Гуа Чжан просто менее известен и большого наплыва желающих - пресловутой массовости, автоматически снижающей качество - не наблюдается. И уже за счёт этого стилю удаётся, в значительной степени, удерживать свои секреты в тайне. Хотя, самый главный барьер, безусловно, нежелание Мастеров обучать абы каких пришлых с улицы. Ну и удержание "не тех" учеников в неведении относительно истинных секретов практики никто не отменял.

Тихие же стили даже не нуждаются в том, чтобы удерживать секреты под спудом. Всё вываленное на всеобщее обозрение теоретическое обоснование (часть которой и вовсе составляет ключевые - кодовые элементы китайской культуры в целом и известны чуть ли не всем китайцам с младых ногтей; их даже обучать им не нужно, так как они присутствуют у всех на виду, везде и во всём на каждом шагу - тот же Инь-Ян, например) воспринимается просто как некий декор, набор символов, читаемый исключительно в прямом смысле. Что скорее уводит от истинного понимания, чем приближает к нему. Собственно прямое восприятие этих символов и концепций не служит проводником в сферу скрытых знаний, наоборот уводя далеко в сторону. Истинное понимание приходит только вследствие физиологических изменений, имеющих место в результате длительной практики, осуществляемой строго соответственно обучаемым методам и упражнениям. Вслед за физиологическими изменениями неизбежно наступают также и функциональные. В результате, меняется не только функциональность физического тела, но и эмоциональные, психологические и вообще меняется сознание практикующего.

Соответственно, истинные достижения в практике становятся возможными прямо пропорционально "каноничности" процесса обучения и точности следования учениками усвоенному дидактическому материалу.

Итак, выводим, что чем более закрытый стиль практики, тем выше и глубже знания, достигаемые на пути его освоения.

Но если усваиваемые упражнения поддаются стандартизации описания, то сам дидактический процесс - никак, так как представляется собой открытую систему и допускает значительную свободу описания в процессе преподавания учебного материала.

Внутренняя же суть при этом вообще не поддаётся втискиванию ни в какие искусственно придуманные рамки. Подобные попытки превратили бы преподавание в начётничество, что выхолостило бы суть предмета обучения.

Методика преподавания в Тихих школах существенно отличается от обычного преподавания, типичного для всех образовательных учреждений - от дошкольных до университетов, которое сводится к демонстрации преподавателем, копированию учениками/студентами, повтору ими и последующего воспроизведения. Тогда в Тихих школах Ци-Гун этот метод - лишь самый "мелкий", поверхностный и применяется лишь для описания упражнений. Сама же суть транслируется совершенно другой методикой, недоступной обычным преподавателям. О ней речь пойдёт в специальной статье, посвящённой конкретно преподаванию во внутренних стилях Ци-Гун.

Подписывайтесь на мой канал и будьте в курсе всех тем, охватываемых в его рамках. Делитесь линком канала с друзьями. Не забывайте ставить лайки и оставлять комментарии, хотя парой слов.

Беседа наставниками с посетителями монастыря Шаолинь, провинция Хэнань, Китай
Беседа наставниками с посетителями монастыря Шаолинь, провинция Хэнань, Китай