Найти тему
IntTraditions

Живой ребенок в печи: средневековые ужасы или сказка о Бабе Яге не такая уж выдумка?

Фото с сайта rg.ru
Фото с сайта rg.ru

Многим сейчас подобное покажется чудовищным издевательством над младенцем, но на Руси именно так знахарки лечили малышей от многих болезней.

Древний обряд «перепекания» ребенка в печи был в ходу долгие годы, и в некоторых местах сохранился вплоть до ХХ века. Пережитки прошлого оставили свой след в истории Исландии, Румынии, Венгрии, Словакии, Германии, Литвы и России. Его смысл в том, чтобы запечь «до готовности» в печи живого хилого ребенка. Такому ритуалу подвергались недоношенные, плаксивые, атрофированные, дети с рахитом и другими недугами. Считалось, что такие младенцы «не доготовились» в утробе матери и их просто нужно «допечь». Печка тогда символизировала и единство миров, и утробу матери, и домашний очаг, и еще много чего, поэтому именно она была выбрана в качестве инструмента «для приготовления».

Нюансы обряда отличались в разных культурах не только стран, а и поселений, но смысл один - обязательно на хлебной лопате три (сакральное число) раза посадить малыша в теплую печь. Огня в ней быть не должно ни в коем случае! Угли могли быть еще тлеющими, печь для этого не топили за несколько часов до ритуала.

В большинстве случаев, ребенка перед процедурой обмазывали специально приготовленным ржаным тестом. Чтоб уж совсем как колобок.

Воду для теста обязательно только на рассвете приносила знахарка, причем набирая из трех колодцев. Обмазывали малыша всего, оставляя только отверстие для дыхания.

Проводить обряд могла сама мать, знахарка или старшая женщина в семье, смысл и действия не менялись: женщина с малышом на лопате должна была засовывать ребенка в печь когда другие спрашивали «что ты делаешь?». При этом отвечать «Хлеб пеку». И вынимать лопату как только те выходили из помещения, чтобы ребенок не задохнулся. Повторялось все трижды. Обряд обязательно проводился в присутствии других участников и сопровождался чтением заговоров. Иногда роль спрашивающего отдавалась женщине, которая должна была вести диалог с хозяйкой через окно, каждый раз оббегая вокруг дома.

Символизировал обряд перерождение дитя, ассоциируя печь с материнской утробой. Хлеб после этого могли отдавать собаке, отдавая вместе с ним и недуг, а могли продолжить обряд «продажей» младенца знахарке. Для этого запекать дитя должна была мать, а бегать вокруг дома и заглядывать в окно - знахарка. На третьем кругу она покупала малыша у матери за 3 монеты и забирала с собой на ночь, а утром приносила в дом.

Узнав о таких нюансах культуры можно подумать, что злая баба Яга, запекавшая детей в печи, на самом деле добрая знахарка, желающая излечить больного? Думаю прототипом большинства сказок стала именно такая женщина, а сам обряд перерос в нечто ужасающее со сменой менталитета, превращая языческие обряды в дичайщую чушь.

Кадр из м/ф «Гуси Лебеди»
Кадр из м/ф «Гуси Лебеди»

Многие современники считают, что такой обряд напоминает обычное закаливание с резкой сменой температур и может, либо излечить хилого ребенка, либо убить. Сведений о смертях после такого не сохранилось (хотя они обязательно были), а вот о резком выздоровлении написано довольно много.

Понравился материал? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Впереди еще много интересного и неизвестного. Может о чем-то хотите узнать пораньше?