Все люди разные... Следовательно, и представления об идеальном интерьере у всех разные. И у Заказчиков, и у Дизайнеров. Да даже у прорабов и прочих подрядчиков они РАЗНЫЕ...
Одни выбирают дворцовую классику, другие — хай-тек в радикальной интерпретации. С одними у нас получается работать комфортно и плодотворно вот уже над пятым интерьером. С другими же, наоборот, приходится принимать не одну пачку успокоительных. То, что на 100% реализуется с одними заказчиками, может полностью провалиться с другими. Как известно, к каждому нужен тот самый «индивидуальный подход»...
В данной статье мы не будем касаться непосредственно психологических причин тех или иных действий. Речь пойдет скорее о типологии, разделении людей на какие-то условные группы по принципам восприятия информации. Действовать будем в рамках соционики — довольно «свежей» науки о психологических типах личности, основанной на трудах К.Г.Юнга.
В рамках данного направления, все типы подразделяются на основании того, какие качества присущи тому или иному человеку:
• Экстраверт/Интроверт
• Интуит/Сенсорик
• Логик/Этик
• Рационал/Иррационал
Затем человека относят к одному из 16 типов, названных в честь известных личностей.
В работе архитектора или дизайнера подобный подход позволяет быстро и легко найти общий язык с заказчиком, определить предпочтения, стилистику и последовательность работ. Это ли не главное?
Итак, всех людей, и Заказчиков и Дизайнеров, можно разделить на Экстравертов и Интровертов. В рамках соционики эти понятия трактуются несколько иначе, нежели в других областях знаний.
ЭКСТРАВЕРТЫ.
— Любопытны, интересуются всем, что происходит в Мире. Информации воспринимают МНОГО. Более шумные, с крупными жестами;
— В себе и своих потребностях разбираются достаточно сложно. Поэтому, важно мнение окружающих (дизайнера, заказчика, прораба и т.д.) о нем самом! Про себя слушать любят. Командные игроки;
— Не склонны углубляться в детали, воспринимают картину в целом. Точно не будет долго восхищаться отдельно взятыми вазочками, светильниками или куском лепнины;
— У Заказчика - Экстраверта, как правило, куча идей и глобальные планы. Предпочитают что-то УНИКАЛЬНОЕ. В работе ВАЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ И ОСТАНАВЛИВАТЬ внезапные «души прекрасные порывы», иначе результат достигнут не будет.
ИНТРОВЕРТЫ.
— Потребляют информации МЕНЬШЕ И ДОЗИРОВАНО. Голос тише, жесты менее выражены, нежели у экстравертов;
— Стиль общения - «пообщался и пошёл думать»;
— Предпочитает в интерьерах только то, что комфортно и нужно ТОЛЬКО ему. Некоторая скудность «хотелок». В работе с ним ВАЖНО ВЫХОДИТЬ ЗА РАМКИ;
— Особое внимание к деталям в интерьере, да и по жизни в целом.
Следующее — Сенсорики и Интуиты.
СЕНСОРИКИ.
— Склонны привязываться к вещам. Они хранят память о приятных (а может и не очень) моментах прошлого. Если в жилище сенсорика спроектировать кладовую или гардеробную — он будет в восторге
— Волевые сенсорики с радостью меняют пространственные границы. Самые смелые перепланировки осуществимы именно с ними. Сенсорики «послабее» просто адаптируют под себя любое пространство (подушечки, вазочки, картины и т.д.)
— Важно выдержать баланс «СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО — МНОГО МЕСТ ХРАНЕНИЯ». Даже на очень маленькой площади.
— Цвета в интерьере однозначно КОНТРАСТНЫЕ. От «радикальности» сенсорика зависит и степень контрастности. Иногда может возникнуть ощущение жесткости и звонкости такого интерьера, хотя визуально все выглядит красиво.
— ФОРМА и ЦВЕТ предметов — главные качества. Вещи и мебель в первую очередь должны быть КРАСИВЫМИ! У волевых сенсориков — это антиквариат и предметы роскоши.
— Поверхности должны быть ТАКТИЛЬНЫМИ. Прежде чем выбрать, необходимо пощупать. Поэтому, таким клиентам необходимо именно потрогать образцы материалов, применяемых в интерьере.
ИНТУИТЫ.
— ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ во всем на первом месте! Рассматривать интерьер будут исключительно через эту призму.
— Приветствуются МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ вещи. СВЕРХЭРГОНОМИЧНЫЕ фишки для них! Любители все модернизировать и апгрейдить
— Отношение к вещам: чем не пользуются — выкидывают. Причем безжалостно. Зачастую даже не глядя на цену. Маловероятно, что в новый ремонт перевезут что-то старое.
— Неплохо выбирают по каталогам.
— Могут плохо разбираться в цвете. Заказчику-интуиту лучше помочь с выбором цвета.
Следующая дихотомия — Логики и Этики.
ЭТИКИ.
— Основной особенностью интерьера для этиков является «ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ». Для людей, чтобы всем в нем было удобно и комфортно.
— Воспринимают вещи через персону. Соответственно, каждый предмет интерьера связан с определенными людьми. При этом совершенно не имеет значение дарили ли его, покупали, декорировали или «на этом диване спал любимый дедушка».
ЛОГИКИ.
— Иногда понимают назначение вещей слишком буквально. Вот стул — на нем сидят, вот стол — за ним едят...Предпочитают ОДНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ. Иначе возникает путаница;
— Обстановка в интерьере рационального логика будет, скорее всего, монотонной, без ярких цветовых и тактильных фокусов.
— Любители упорядочивать, классифицировать и распределять по полочкам. Если на стену вешать картину, то логику важно знать, где, кем и в каком году написана. Если коллекция бабочек — из какого района Африки привезли. Интерьеры буквально напичканы информацией.
И, наконец, можно разделить на Рационалов и Иррационалов.
РАЦИОНАЛЫ.
— Характерной чертой интерьера рационала является. Иногда понятный только ему.Всё должно быть на своих местах — и вещи,и люди, и животные.
— Очень чувствительны к изменениям. Перестановка уже большой стресс.
— С рационалами необходимо предусматривать ЧЕТКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН. Никакого объединения — создается дискомфорт.
— Практически не изменяют своих принятых решений в ходе работы над проектом.
ИРРАЦИОНАЛЫ.
- Интерьеры ДИНАМИЧНЫЕ. Если нет возможности перепланировки или смены зон, начинают обновлять вещи.
- Особое значение имеет СВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ. Важна режиссура света, всевозможные подсветки и т.д.
- Могут часто менять решения во время работы над проектом.
Используя подобную методику, можно с самого начала грамотно выстраивать работу с человеком.Заказчиком или Дизайнером.
Пожалуй, самое острое и трудозатратное несовпадение возникает в паре «рационал-иррационал». Гораздо проще, когда и Заказчик и Дизайнер в одной стихии. Однако при правильно подобранном подходе возможно все!
Всем продуктивной работы и взаимопонимания! Спасибо,что дочитали!