Если ответить кратко, то самое главное в жизни - цель. А значит задача образования - помочь ребенку обрести цель и стремится к ней. Цель каждого быть счастливым, а счастье рождается в разных отношениях, основанных на любви.
Немного подробнее об этом…
Проблема образования в современном обществе
Опытный и разобравшийся в жизни человек укажет на огромные пробелы в школьном образовании, и наоборот на те огромные массивы знания, которое ребенку не понадобиться в его жизни. Например, отсутствие предмета логика, который был в школьной программе СССР по инициативе Сталина или риторика. Если не развивать у детей умение ясно мыслить и ясно высказываться, то будущее поколение будет более разобщено. А учат ли в школе как поддерживать здоровье и что это такое? Нет не учат. И самое главное, учат ли в школе как найти себя в жизни, то есть как быть счастливым. Учат ли любви, речь не о сексе, а о верности, целомудрии?! Нет, не учат. Так чего же ожидать от такого поколения?!
Образование
Образование происходит от слова «образ». То есть обучение - это созидание личности по изначальному образу, передаваемому традицией из высших сфер бытия, где живут совершенные души. Безупречным свидетельство этой традиции являются Веды. Ребенок учится прежде всего на примере своих родителей – это первый образ, который глубоко запечалится в его сознании. Поэтому он будет с верой слушать истории прошлого от своего отца и матери о великих людях и героях. Так формируется человек.
Человек – сложное явление ввиду смешения в нём двух природ – духовной и материальной. Личность, согласно учению Вед – это духовное начало, душа (атма), а то, посредством чего она реализует себя в этом мире, то есть тело, – материальное начало. Поэтому у человека есть два вида потребностей – духовные и материальные. А значит и образование должно быть сбалансированным: материальным и духовным.
Большая часть ведических писаний посвящены тому, как жить в материальном мире, и относится к категории материального. Согласно этим писаниям, материальное образование даётся человеку в соответствии с его естественной склонностью (свабхава) к той или иной деятельности (свадхарма). Такая склонность человека к определённому виду деятельности зависит от того, под влиянием каких качеств природы (гун) он в большей степени находится (благость, страсть, невежество).
В любом обществе есть люди, которые обладают следующими качествами:
1. Склонность к изучению наук, философии. Это учёные, учителя, академики, доктора наук и т.д. Такие люди относятся к сословию брахманов.
2. Склонность к управлению, сила, выносливость. С такими качествами человек может замечательно выполнять любые административные дела, управлять организацией, страной, обеспечивать защиту своих людей. На санскрите это сословие называется кшатрия.
3. Склонность к торговле, накопительству денег. Человек с подобными качествами способен открывать магазины, создавать производства и т.п. Такой человек относится к сословию вайшьев.
4. Склонность к физическому труду (строительство, сельское хозяйство и т.п.). Такие люди являются прекрасными столярами, слесарями, строителями. Они отличные мастера своего дела. Их относят к сословию шудр.
Необходимо построить идеальное гармоничное общество, состоящее из счастливых людей, то для этого нужно привлечь наиболее подходящих индивидуумов с определёнными качествами (душ – атм). Призванных для определённой задачи душ легче обучать, чем перевоспитывать. В ведическом обществе это делается с помощью ритуала гарбхадхана-самскара – освещения лона будущей матери. Затем, чтобы усилить благую природу призванных личностей и направить её на своё благоденствие, нужны и другие ритуалы, которые оставляют в уме сильные впечатления. А впечатления направляют человека в его жизненном выборе. Поэтому задача общества в том, чтобы создать такой институт, который бы хранил и передавал саму суть (внешняя сторона ритуала может меняться) комплекса ритуалов, идущих из высших сфер бытия (вишудха-саттвы) – духовного мира.
Веды об образовании
Эрудиция для человека, выполняющего обязанности брахмана, согласно «Вишну Пуране» (3.6.27):
«Эрудированный брахман владеет четырнадцатью ветвями знания: четыре Веды (Риг, Сама, Яджур и Атхарва); шесть приложений к ним (шад-веданга: 1) шикша – это правильное произношение; 2) чанда – наука о поэтических размера предназначенных выражать различные настроения; 3) вьякарана – грамматика; 4) нирукта – этимология и толкование слов; 5) джьотиша – астрономия и астрология (знание космологии и умение рассчитывать нужные даты и календарь); 6) кальпа – все необходимые церемонии и ритуалы); мимамса – систематическое изучение смысла Вед; ньяя – логика; дхарма-шастры – описывают священный долг каждого человека в соответствии с профессиональным (варной) и духовным (ашрама) укладом жизни; а так же пураны – исторические хроники».
Даже из поверхностного ознакомления с этим списком видно, что образование должно быть целостным, то есть соответствовать духовными и материальным нуждам и склонности к определенной форме деятельности (варна).
Шрила Бхактиведанта Свами в комментарии к десятой мантре «Шри Ишопанишад» пишет:
«В тринадцатой главе «Бхагавад-гиты» (13.8–12) следующим образом описан путь культивирования знаний:
1.Необходимо стать безупречным человеком и научиться оказывать должное почтение другим.
2.Не следует изображать из себя верующего только ради имени и славы.
3.Не следует приносить беспокойства другим своими действиями, мыслями или словами.
4.Нужно научиться быть терпеливым и не поддаваться ни на чьи провокации.
5.Необходимо научиться избегать двуличности в отношениях с другими.
6.Человек должен найти истинного духовного учителя, который сможет постепенно привести его к духовному самоосознанию, беспрекословно выполнять все указания такого духовного учителя, служить ему и задавать уместные вопросы.
7.Чтобы достичь уровня самоосознания, необходимо следовать регулирующим принципам, указанным в богооткровенных писаниях.
8.Нужно неуклонно следовать указаниям богооткровенных писаний.
9.Необходимо полностью воздерживаться от всего, что может помешать процессу самоосознания.
10.Не следует принимать больше того, что необходимо для поддержания тела.
11.Не следует отождествлять себя с физическим телом или считать своей собственностью тех, кто связан с нашим телом родственными узами.
12.Всегда нужно помнить о том, что, пока у нас будет материальное тело, мы будем обречены на муки рождения, старости, болезней и смерти. Любые наши попытки избавиться от этих страданий материального тела ни к чему не приведут. Самое лучшее — это найти способ вновь обрести свое духовное «я».
13.Не следует привязываться ни к чему, кроме того, что необходимо для духовного прогресса.
14.Не нужно привязываться к жене, детям и дому сильнее, чем рекомендуется в богооткровенных писаниях.
15.Не следует радоваться или огорчаться из-за того, что представляется нам желательным или нежелательным, зная, что источником этих эмоций является ум.
16.Необходимо стать чистым преданным Верховной Личности Бога, Шри Кришны, и служить Ему с полной сосредоточенностью.
17.Нужно развивать в себе вкус к уединенной жизни в тихом и спокойном месте, атмосфера которого способствует духовной практике, и избегать людных мест, где собираются материалисты.
18.Нужно стать ученым или философом и изучать духовную науку, осознав, что материальному знанию приходит конец со смертью тела, духовное же знание вечно и неизменно.
Эти восемнадцать заповедей представляют собой методологию постепенного процесса познания истины. Все прочие методы относятся к категории невежества».
Цель жизни, согласно Ведам
В Ведах говорится что цель человека в том, чтобы исполнить свое предназначение. Это называется словом дхарма. Дхарма переводится как священный долг, природа, предназначение, религия. Это слово состоит из корня "дхара" - на русский переводиться как "держать" или "поддерживать" а "ма" означает "меня". То есть дхарма - эта та деятельность, которая поддерживает и развивает личность. Жить по дхарме, значит быть в гармонии с самим собой, то есть жить счастливо. Счастье - цель каждого. На практике это означает действовать в соответствии со своей природой. Поэтому, в цивилизации ариев первое что делает учитель, когда родители приводят к нему своего ребенка, он определяет его природу, каково его предназначение. Это же самое делают родители в момент рождения ребенка, приглашая астролога, который говорит о природе и предназначении пришедшей души. Далее, они проводят особые обряды, призванные оставить глубокие впечатления, которые направят жизнь ребенка в соответствии с его природой. Например, церемония наречения именем. Так как от имени зависит судьба. Потому что имя очень сильно воздействует на выбор души. Потому что так ее называют и так она сама думает о себе.
Все выше перечисленное касается земной дхармы или положение в материальном мире. Это важно, но все же это не духовно и будет полезным только если это направленно на высшую цель.
Веды о высшей цели жизни человека
В Ведах говориться, что цель души в человеческом теле - решить самые сложные проблемы: рождение, болезни, старость и смерть. Это называется освобождением (мокша).
"Шримад Бхагаватам" (5.5.18) говорит:
«Тот, кто не может спасти своих подопечных от повторяющихся рождений и смертей, защитить их от невежества майи (материальной иллюзии) и даровать вечную жизнь, не должен становиться духовным учителем, отцом, мужем, матерью или достойным поклонения полубогом (девом)».
Но более глубокое понимание дают ведические мудрецы (риши), называя целью жизни высвобождение всех возможностей души, которые реализуются в Любви (преме). Веды прему называют пара-дхармой, высшим занятием души:
Высшим занятием [дхармой] для всех людей является такая деятельность, с помощью которой они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным ("Шримад Бхагаватам", 1.2.6).
Об этом вы можете прочесть в этой статье: https://zen.yandex.ru/media/id/5c46c941003f2c00b0462cef/i-taina-tain-5c6123a21174ac00ad9fd8de
ОМ ТАТ САТ
Автор статьи: Дхаранидхара дас, 46 лет, 30 лет изучения Вед. в традиции гаудия вайшнавов.