В Эжена Каррьера я влюбилась с первого взгляда и совершенно неожиданно.
Пришла в музей Родена в Париже, а там, кроме скульптур мастера, – работы из его коллекции. И нежнейшая, проступающая из дымки картина его друга, художника Эжена Каррьера. Они познакомились в 1885, да так и дружили до самой смерти художника – Роден пережил Каррьера на 11 лет и скончался в год Октябрьской Революции. Каррьер же сгорел на пике славы от рака горла, не дожив до 58 лет.
В Музее Родена аж 11 картин Каррьера: художник и скульптор восхищались работами друг друга и частенько обменивались ими. И вдохновляли друг друга, конечно: Каррьер Родена на скульптурный оммаж, Роден Каррьера на живописный портрет и обнажённую натуру – этот жанр характерен для Родена, но скорее нетипичен для Каррьера. Каррьер – певец семейного счастья.
Этому счастью посвящена и одна из последних его картин. Роден, который разделял с другом радости и горести, не оставил и его семью: он помог организовать похороны и купил "Нежность", причём не для себя, а в дар Музею Люксембурга.
Двух, казалось бы, таких непохожих творцов многое роднило: обоих упрекали за незавершённость их работ, оба черпали идеи в поэмах Данте, Бодлера и Гюго. Живопись Каррьера монохромна, как скульптура. Французский поэт Камиль Моклер сказал как-то, что "Роден пишет мраморные картины, а Каррьер создаёт скульптуры из теней".
Есть Каррьер и в Пушкинском музее – в Москву его картины привезли выдающиеся промышленники и меценаты Иван Абрамович Морозов и Сергей Иванович Щукин. (Я, кстати, писала про выставку "Щукин. Биография Коллекции".) Картины Каррьера в собрании Эрмитажа происходят из коллекций Сергея Щукина, Сергея Варшавского, Ильи Остроухова.
А недавно я встретила Каррьера в Национальной Галерее Лондона. Каррьер узнаваем мгновенно – землистые цвета, густой туман, отсутствие контекста, ландшафта, интерьера, деталей – только фигуры и лица любимых людей. В данном случае – супруги Софи и старшей, на момент написания картины девятилетней дочери. Каррьер – идеальный пример человека, у которого личная жизнь не спорит с профессиональной. Писал он исключительно жену и детей (семерых, между прочим!), и писал успешно. Эту картину он в 1887 году выставил в Парижском салоне – и тут же получил за неё медаль.
Мир Эжена Каррьера – это мир, к которому хочется принадлежать. Это картины, в которые хочется войти, и остаться в них. Это нежные мамины руки, это её колыбельные, это ласковый голос... Это уютная простота, в которой нет ничего лишнего, и каждое мгновение полнится любовью.
Читайте также:
- Женщины Эдгара Дега в Национальной галерее Лондона
- Сокровища русских музеев: Роден в Пушкинском
- Ода Крог и два любовных треугольника: кем была королева богемы Христиании?