Показатели инфляции являются одними из важнейших для определения социально-экономического развития того или иного государства. Обесценивание денег и одновременный рост цен являются сопутствующими факторами в жизни большинства стран мира. При этом, например, для Евросоюза, приемлемым уровнем инфляции является отметка не выше 2%, в рамках которого, как считают европейские чиновники, экономика региона сможет продолжать развиваться, а стабильность цен будет сохранена.
Однако для большинства республик бывшего СССР такие показатели продолжают оставаться недосягаемыми, что, как считают специалисты, только подтверждает неразвитость их экономик и грозит в будущем глобальными проблемами. К сожалению, несмотря на ряд усилий по сдерживанию инфляции, Белоруссия в данном случае не является исключением.
По итогам семи месяцев текущего года республика заняла четвертое место на постсоветском пространстве по росту потребительских цен – с начала года они увеличились на 3,1%, что оказалось ниже только у Узбекистана (5,2%), Таджикистана (4,9%) и Молдовы (4%). Инфляция была меньше не только у партнеров Белоруссии по Евразийскому экономическому союзу – Казахстан (2,8%), Россия (2,7%) и Кыргызстан (0,3), – но и на Украине (3%), которая уже не первый год находится в остром политическом и экономическом кризисе.
При этом в правительстве Белоруссии по–прежнему надеются, что смогут удержать рост цен в запланированных на конец года рамках 5% за счет снижения цен на ряд продовольственных товаров, в первую очередь сезонного характера. Именно из-за «высокой волатильности в годовой динамике сезонных цен, обусловленной существенными различиями в погодных условиях текущего и прошлогоднего летних периодов», по мнению Национального банка Белоруссии (НББ), в стране и произошел резкий скачок инфляции (годовой прирост цен на плодоовощную продукцию увеличился до 13,1% в июле с 4% в июне). «Мы ожидаем, что поступление нового урожая позволит нивелировать рост продовольственных цен второй половины прошлого года, а также снизит вероятность возникновения конъюнктурных шоков в ближайшем будущем», – заявил в середине августа глава НББ Павел Каллаур.
Однако, как считает большинство аналитиков, причина роста цен слабо связана с «сезонностью», тем более что и статические данные при ближайшем их рассмотрении практически противоречат официальным заявлениям местных чиновников.
Известно, что в июле текущего года потребительские цены в РБ увеличились на 0,2% по сравнению с июнем, но на 6% к июлю 2018 года. При этом говорить о том, что ускорение темпов инфляции в июле было сезонным, некорректно. Так, базовый индекс потребительских цен, при расчете которого не учитываются цены, на которые влияют факторы административного и сезонного характера, по сравнению с июнем составил 100,2%. Основной же причиной ускорения инфляции стали услуги, подорожавшие в целом за месяц на 0,71%. Например, цены на снабжение горячей водой выросли на 9,21%, а на билеты железнодорожного пассажирского транспорта в международном сообщении – на 3,58%. В то же время продовольственные товары подорожали лишь на 0,12%.
При этом следует заметить, что в данном сегменте наблюдались разнонаправленные колебания: мясо подорожало на 0,53%, молочные продукты – на 0,84%, мороженое – на 2,9%, а фрукты и овощи подешевели на 2,5%. Более того, оказалось, что на непродовольственные товары в июле цены не только не выросли, но и уменьшились на 0,1%.
Примечательно в сложившейся ситуации то, что местные чиновники весьма специфически отреагировали на происходящее. Так, Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Белоруссии забило тревогу из-за роста цен на социально значимые товары. Оказалось, что стоимость фруктов за последнее полугодие увеличилась на 14,4%, молока и молочных продуктов – на 4,6%, картофеля – на 105,1%, а хлеба и хлебобулочных изделий – на 3,3%. В целом к июлю рост цен только по социально значимой продукции обусловил 24% общего прироста потребительских цен за первое полугодие. В МАРТ всю вину за происходящее возложили на торговые сети, где главным злом были объявлены торговые надбавки. «Если говорить просто, то торговля увеличила свои аппетиты», – заявил министр антимонопольного регулирования и торговли Владимир Колтович.
При этом в министерстве промолчали, что их действия также стали причиной разогнавшейся в июле инфляции. Если всмотреться в статистику, то видно, что среди основных подрожавших услуг были услуги операторов мобильной связи – в среднем на 3,72%. В то же время известно, что главными игроками белорусского рынка являются компании МТС и А1, которые включены в реестр монополистов и не могут повышать свои тарифы без согласия на то МАРТ.
Решение по назревшей проблеме в белорусском антимонопольном ведомстве было принято довольно быстро и оказалось крайне традиционным. Было объявлено, что МАРТ начнет повсеместно проводить коллегии, в рамках которых будет информировать розничные сети о «надлежащем уровне надбавок» на социально значимые товары. Кроме того, чиновники в случае необходимости решили вводить ценовое регулирование. 15 августа появилось постановление Совета министров РБ № 542, которым расширялся перечень социально значимых товаров, на которые вводится «временное регулирование цен на срок не более 90 дней в течение одного года».
Примечательно то, что в рамках объявленной ранее властями либерализации экономики этот перечень только сокращался. Нынешнее решение было объяснено тем, что из-за существующей интенсивности роста цен, который опережает рост доходов доступность продуктов питания и покупательская способность населения в целом начали снижаться.
Казалось бы, такое поведение белорусского правительства свидетельствует о том, что оно заботится о своих гражданах, стараясь сдержать рост цен на продукты первой необходимости. Однако следует учитывать, что подобные подходы еще ни разу не приносили серьезного экономического эффекта. Это связано с тем, что эффективность белорусской экономики на сегодняшний день остается на крайне низком уровне и зависит, как бы это ни казалось странным, от конъюнктуры нефтегазового рынка. В случае если в будущем цены на энергоносители вырастут, сдерживание инфляции административными методами только ухудшит ситуацию, вымывая оборотные средства организаций.
Более того, из-за продолжающегося сокращения поступления валюты (главным источником в данном случае выступает экспорт нефтепродуктов, который продолжает сокращаться), власти республики в ближайшее время будут вынуждены искать дополнительные источники пополнения валютных резервов, в том числе и за счет снижения экспортной цены на белорусские товары. При этом убытки такой «торговли», как это происходит уже не первый год, лягут на плечи потребителей, которые будут вынуждены покупать белорусские товары внутри страны по цене выше, чем они продаются за рубежом. Это только ускорит инфляцию, несмотря ни на какие административные меры. Тем более, если помнить об огромной закредитованности белорусских предприятий, которые вынуждены все больше закладывать в себестоимость товаров расходы по оплате своих постоянно растущих долгов.
Нельзя забывать и о том, что правительство Белоруссии считает необходимым и дальше повышать в стране заработную плату, особенно на фоне предстоящих в республике парламентских, а затем и президентских выборов. По данным Белстата, средняя начисленная зарплата в июне составила 1081 белорусский рубль (около $ 522). При этом относительно июня 2018 года она выросла на 13,3% в рублях и на 9,7% в долларах. Такой рост, который преподносится обывателям как достижение нынешнего правительства, на самом деле только усложняет ситуацию и оказывает дополнительное давление на цены, разгоняя инфляцию еще больше.
Таким образом, нынешний рост инфляции в Белоруссии обусловлен множеством причин, из которых сезонность товаров играет далеко не главенствующую роль. Корень проблемы, как и прежде, лежит в глубокой неэффективности белорусской экономики. В поисках дополнительных валютных поступлений власти страны по-прежнему действуют традиционными методами, перекачивая средства из прибыльных предприятий в неэффективные, но экспортно ориентированные отрасли экономики.
Примером может служить сельское хозяйство, которое рассматривается руководством республики как один из альтернативных источников поступления валюты. В августе стало известно, что за январь-июнь на поддержку и развитие данной отрасли из бюджета по разделу «Национальная экономика» было направлено 41,2% расходов. Это те средства, которые позволяют делать белорусскую сельхозпродукцию конкурентной на российском рынке, но изымаются из других сфер экономики, замыкая порочный круг.
При этом стоит отметить, что нынешняя ситуация с инфляцией в Белоруссии все еще остается контролируемой. Однако из-за попыток решить проблему традиционными для местных чиновников методами инфляционные процессы вряд ли пойдут на спад, а рост цен в республике только продолжится.