Найти тему
Аспид не согласен!

Почему Покрышкин отказался от Ла-7? Часть 1 - мифы

Оглавление

Продолжаем битву с мифами

А.И. Покрышкин на крыле своего истребителя Р-39  "Аэрокобра"
А.И. Покрышкин на крыле своего истребителя Р-39 "Аэрокобра"

Регулярно приходится встречать одно и то же утверждение. Вот, мол, советские самолеты были дрянью. Даже Ла-7, который вроде бы самый лучший, был настолько хуже самолетов, которые делали умные и развитые европейцы и американцы, что Покрышкин отказался от Ла-7 и летал дальше на старой "аэрокобре" - Р-39.

Кстати, серия статей о сравнении Ла-7 и Як-3 вот тут

Первая часть Як-3 vs Ла-7. Часть I - предварительная

Вторая часть Як-3 vs Ла-7. Часть II - моторы и скорости

Третья часть Як-3 vs Ла-7. Часть III - сравнительная

Четвертая часть Як-3 vs Ла-7. Часть IV - итоги

Даже старая американская кобра, мол, которую американцы и за самолет-то не считали, была лучше самого лучшего истребителя ВВС, ха-ха! Вот, все доказано! Ну и счастливый разоблачитель опять включает привычную истерику: "летали на гробах", "трупами завалили", на 1 потерянный самолет немцы сбивали 10 (15, 50, 250 - зависит от азарта разоблачителя) советских самолетов, и понеслось...

Гвардии полковник А.И. Покрышкин - командир 9-й ИАД ВВС
Гвардии полковник А.И. Покрышкин - командир 9-й ИАД ВВС

Очевидно, что вздор - но факт ведь действительно имел место. Ну, по крайней мере частично - Покрышкин с 1 мая 1944 года и до конца войны командовал 9-й гвардейской Мариупольской ордена Ленина Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизией (после Берлинской операции к названию добавлено слово "Берлинской")

В ее составе было три истребительных полка:

16-й гвардейский истребительный авиационный полк

100-й гвардейский истребительный авиационный полк

104-й гвардейский истребительный авиационный полк

И все три полка действительно до конца войны летали на P-39 "Аэрокобра".

Р-39 "Аэрокобра"
Р-39 "Аэрокобра"

При этом в мемуарах А.И Покрышкин действительно описывает, как С.А Лавочкин лично показывал ему свои новые машины, Покрышкин со своим ведомым, Г.Г. Голубевым, получили новенькие Ла-7.

Но летали на Р-39 о конца войны. Почему? Начнем с самых простых и известных объяснений

Причина первая. Трагедия.

Дважды Герой СССР А.Ф. Клубов на крыле своей "аэрокобры"
Дважды Герой СССР А.Ф. Клубов на крыле своей "аэрокобры"

Эту грустную историю слышали многие любители авиации.

А.Ф. Клубов, один из лучших асов советской авиации, ученик, однополчанин и друг А.И Покрышкина. Совершил почти 500 боевых вылетов и уничтожил 50 самолетов противника.

Под руководством Покрышкина, освоив его тактические принципы ведения боя, стал одним из лучших асов ВВС. А потом...

-5

1 ноября 1944 года на одном из Ла-7 Клубов взлетел с аэродрома "Сталева-Воля" в Польше. Никаких проблем и происшествий в воздухе не было, самолет коснулся земли и побежал по траве, гася скорость - и вдруг резко, рывком, будто врезался во что-то, скапотировал через нос и перевернулся на глазах всего полка. Прибежавшие однополчане на руах подняли трехтонный самолет - но было поздно, голова Клубова оказалась между землей и бортом разбитого истребителя...

Р-39Q - хорошо видна носовая стойка шасси.
Р-39Q - хорошо видна носовая стойка шасси.

Одно из колес Ла-7 на пробеге попало в маленькую размокшую канавку на летном поле. Это и стало причиной трагедии. И если бы Клубов был на Р-39 - а у Р-39 носовая передняя стойка шасси - может быть он и остался бы жив, самолет вряд ли перевернулся бы вперед, через нос. Скорее всего стойка шасси подломилась бы и "кобра" упала бы на брюхо и заскользила по земле - это опасно, но это ж не головой об землю...

Однако при всем трагизме ситуации - вряд ли из-за гибели пилота, даже такого выдающегося как Клубов, перевооружение было бы остановлено. Должен быть комплекс причин. Что же еще могло повлиять на решение Покрышкина?

Причина вторая. Анекдот

Вторая история несколько иного характера. По большому счету это исторический анекдот. Который, вполне возможно, имел место и в жизни - в той или иной форме.

Ла-7, построенный на деньги собранные рабочими города Горький (сейчас Нижний Новгород)
Ла-7, построенный на деньги собранные рабочими города Горький (сейчас Нижний Новгород)

Пригласили Покрышкина на фотосессию для газеты. Естественно, попросили прилететь, причем на Ла-7 - то ли хотели продемонстрировать его на фоне советского истребителя, то ли фотографий на фоне "кобры" и так было полно. Покрышкин прилетел, и на посадке Ла-7 немного повело в сторону и заднее колесо хлоп - и отломилось.

Вот оно, колесико - задняя опора шасси Ла-7.
Вот оно, колесико - задняя опора шасси Ла-7.

И тут было два варианта.

Первый - сломалась сама стойка колеса. Это мелочь, открутили, поставили новое.

Второй.... вот был еще второй. Дело в том, что колесо это крепится к шпангоуту, а тот к усиленному стрингеру - здоровенной балке, и балка сия идет от хвоста до носа самолета. К ней крепится вся силовая структура фюзеляжа. И если не просто сломалась опора хвостового колеса, а ее выломало, повредив эту балку - ее надо менять. Всю. То есть фактически самолет разобрать и собрать снова, что можно сделать только на заводе. Думаете, шутка?

...при рулёжке "дутик" "Лага" попал в колею. Инструктор резко газанул, чтобы из колеи выскочить, "дутик" и свернулся. Вместе с "дутиком" свернулся усилительный шпангоут и переломились стрингера. Сломался истребитель напополам.
И.И. Кожемяко, ветеран ВОВ - с сайта https://iremember.ru/

Ну а теперь угадайте, что именно у Покрышкина сломалось? Ага, угадали.

Маршал авиации СССР, трижды Герой СССР, Александр Иванович Покрышкин
Маршал авиации СССР, трижды Герой СССР, Александр Иванович Покрышкин

Вот тут трижды Герой СССР, один из лучших пилотов в истории всея Руси, ас и учитель асов, победитель и немцев, и фрягов, и румын, и венгров, и иных многих ворогов, слово молвил. Говорят даже не одно. И не два. Можно даже утверждать, что он "речь держал".

В образных, ярких, звучных выражениях, не допускающих двусмысленных толкований, Александр свет Иванович от всей своей широкой сибирской души объяснил, в каком месте он видел "всю эту показуху", вместе со всем политуправлением РККА, всех журналистов планеты, как пишущих, так и, выражаясь современным языком, производящих медиаконтент, а особенно вот этого конкретного фотографа, его газету, должность, род занятий, упомянул общеполитическую ситуацию и текущий момент.

После чего плюнул, сел в прилетевшую за ним "спарку" и улетел к чертовой матери.

В общем, как-то не сложилось у него с Ла-7.

Однако, согласитесь, как-то все это ... странно. Одна из лучших дивизий в ВВС. 16 ГвИАП, полк асов, вероятно самый известный истребительный полк. А в качестве причины перевооружения - авария пилота и анекдот про Покрышкина. Как-то это несерьезно.

Конечно, несерьезно. Для того чтобы это понять достаточно просто рассмотреть особенности ЛТХ Ла-7 и Р-39, и сравнить их с условиями, в которых эти самолеты использовал 16 ГвИАП Покрышкина.

Вот об этом - во второй части. Которая будет скучной и неинтересной - опять графики, цифры...

Подписывайтесь, а то пропустите 😂

Почему Покрышкин отказался от Ла-7? Часть 1 - мифы

Почему Покрышкин выбрал кобру? Часть 2 - факты

Почему Покрышкин выбрал кобру? Часть 3 - незапланированная