Монетарные власти РФ до конца года и впредь до “особого распоряжения” прекратят выдачу кредитов заемщикам, которые заведомо не могут безболезненно обслуживать и возвращать эти займы.
Такое решение ЦБ РФ принял после того, как президент Владимир Путин потребовал ранее на этой неделе резко сократить кредитование населения. Он указал, что долги населения растут на 24% в год – в разы быстрее, чем зарплаты.
Именно в необходимости возвращать кредиты Путин видит причину “замедления роста” (а на самом деле – падения) доходов населения.
Объемы выдачи новых кредитов предполагается сократить в более чем 4 раза, с 3 трлн до 700 млрд руб.
Хотя МЭР и Минфин уже довольно давно призывают ограничить выдачу потребительских кредитов так называемым кредитным самоубийцам — людям, которые находятся в трудной жизненной ситуации и заведомо не смогут расплатиться с банком, – но до заявления Путина Центробанк не видел никакой проблемы в том, что население набирает кредиты.
ЦБ настойчиво утверждал, что «кредитного пузыря» в России нет, ссылаясь на то, что платежная дисциплина остается высокой, а просрочка по новым кредитам не превышает 3%.
Кроме того, у решения затормозить кредитование есть и оборотная сторона: оно вызовет сокращение примерно на столько же оборотов торговли и, соответственно, поступлений в бюджет от НДС.
Такую позицию ЦБ разделяет и ряд экспертов.
Так, замруководителя отдела рейтингов кредитных институтов “Эксперт РА” Михаил Доронкин говорит, что опасения, что закредитованность населения может обрушить российскую экономику, сильно преувеличены.
Я вообще не вижу, чтобы в России существовало явление, которое называется “кредитный пузырь”. Более того, ЦБ работает над охлаждением этого рынка и к 2021 году, который указывается как переломный, каких-то массовых дефолтов по выплатам кредитов не ожидается,– сказал он СНЕГ.TV.
Конечно, соглашается Доронкин, нарастание кредитования в какой-то мере поддерживает розничную торговлю, так как заемщики пытаются с помощью заемных средств поддержать привычный уровень потребления. Но размер закредитованности в 3% от ВВП слишком мал, чтобы серьезно обрушить экономику страны.
Рост числа и объема кредитования не противоречит тенденции на падение доходов населения, а скорее ее подтверждает. Потому что это не обязательно новые кредиты, а рефинансирование старых, поскольку из своих денег заемщики не в состоянии их вернуть,– сказал он.
В пользу заемщиков (как вторичных, так и “первичных”) в нынешнем году работает снижение ставки по кредитам, произошедшее вслед за сокращением ключевой ставки ЦБ РФ.
Из-за того, что кредиты подешевели, “вторичные” заемщики при рефинансировании получают ощутимое облегчение долгового бремени. Да, их доходы за минувший квартал не выросли или даже упали, но ставка кредита упала еще сильнее, то есть такие заемщики оказались в лучшем положении, чем когда брали первичный кредит,– говорит эксперт.
Однако другие экономисты указывают, что выхода из этого замкнутого круга в существующей в России модели экономики и вызванных ею потребительских стереотипов, скорее всего, не существует.
Закредитованность россиян нарастает потому, что они не научились сопоставлять свои растущие аппетиты с падающими доходами, указывает директор Некоммерческого партнерства «Центральное кредитное объединение» Анатолий Дронов.
Потребительские привычки россиян сформировались в годы, когда экономика росла, а вместе с нею росли и доходы. И сейчас граждане по инерции ожидают, что их доходы возрастут за тот период, пока не придет время расплачиваться по кредиту. А заемщики микрофинансовых организаций (МФО) вообще ни о чем таком не думают, — предположил он.
Эксперт признаёт, однако, что некоторые банки (не самые крупные и известные, конечно) вообще не проводят скоринга заемщиков — им проще обратиться к коллекторам в случае, если заемщик не вернул долг вовремя.
В понедельник Владимир Путин впервые за несколько лет публично признал тот факт, что уровень жизни россиян снижается, и призвал правительство принять меры для того, чтобы этот процесс, начавшийся с момента воссоединения с Крымом, если не развернуть, то притормозить.