Этих великих женщин объединяет не только безграничная любовь к искусству, но и тяжёлый жизненный путь, наполненный несправедливостью, обманом и предательством.
Положение мужчин и женщин в мире искусства всегда было неравнозначным. Попросите ваших знакомых, которые хотя бы раз бывали в художественной галерее и способны отличить пейзаж от натюрморта, перечислить пять художниц, с творчеством которых они знакомы. Скорее всего, большинство из них после первых двух названных имён затруднится продолжить список. Но почему мы так мало знаем о женщинах из сферы искусства, и по какой причине их работы даже сейчас оцениваются намного ниже, чем те, что созданы мужчинами?
Разгадка кроется вовсе не в природных особенностях обоих полов, хотя некоторые до сих пор уверены, что мужчинам от рождения удаётся лучше держать кисть в своих руках и смешивать краски в палитре. К счастью, это совсем не так.
Женщины на протяжении многих столетий находились как бы «рядом» с искусством:
- художественная сфера всегда противопоставлялась «женскому предназначению», так что у молодых художниц просто не было шансов развиваться в искусстве;
- до середины XIX века они вообще не имели возможность получать художественного образования;
- в период эпохи Возрождения и почти до конца XIX века художницы не имели свободного доступа к обнажённой модели;
- в 60-е и 70-е годы XX века большинство галерей выставляли работы исключительно мужчин-художников, а женщинам вообще не разрешалось проводить персональные выставки;
- часто художницам приходилось выпускать свои работы под мужскими псевдонимами или от имени своих супругов, чтобы увеличить их стоимость.
Лишь в XX веке, во многом благодаря движению суфражисток, положение женщин в искусстве стало чуть более заметным. Многогранное творчество и сложная судьба некоторых из них легли в основу кинофильмов, речь о которых и пойдёт ниже.
«Фрида», 2002
Художественный фильм о жизни легендарной мексиканской художницы Фриды Кало начинается со страшной аварии в 1925 году, в которой девушка ломает позвоночник и впоследствии всю жизнь будет вынуждена носить жёсткий корсет. Именно после этих страшных событий Фрида начинает рисовать, а уже в 1939 году становится сенсацией в мире искусства.
Это драматичная история о страстной, взрывной и глубоко одинокой женщине, пережившей дикую любовь, замужество, многочисленные измены и страдания о любви, которые загнали ещё совсем молодую художницу в депрессию и алкоголизм. Фильм стал лауреатом премии «Оскар» в номинациях «Лучшая музыка к фильму» и «Лучший грим».
«Серафина из Санлиса», 2008
Рассказ о жизни бедной и нелюдимой служанки Серафины Луи, которая по случайному стечению обстоятельств знакомится со знаменитым немецким критиком Вильгеймом Хунде. Однажды в его доме, где Серафина подрабатывала уборщицей, критик находит необычные картины и приходит в недоумение, когда узнаёт, что автор будущих шедевров – невзрачная и чудаковатая служанка Серафина.
Женщина стала знаменитой благодаря своему «наивному» искусству: в нём гармонично сочетается красота окружающего мира и фантазии художницы. К сожалению, дальнейшая судьба Серафины не была такой сказочной: в 1932 году она попала в психиатрическую клинику, в которой и умерла от голода при вишистском режиме. Фильм был отмечен сразу семью премиями «Сезар»: лучший фильм, лучшая актриса и операторская работа, лучший оригинальный сценарий, лучшая музыка к фильму, лучшие декорации и костюмы.
«Камилла Клодель», 1988
Полубиографический фильм об одной из величайших персон сферы искусства – скульпторе Камилле Клодель, роль которой блистательно исполнила Изабель Аджани.
На протяжении всей жизни женщина находилась в поиске понимания и признания её таланта общественностью. После расставания со знаменитым художником Огюстом Роденом в 1915 году Камиллу начали посещать параноидальные мысли, из-за которых она стала думать, что Огюст постоянно преследует её и хочет украсть все её творческие решения. Родные Камиллы, встревоженные её состоянием, отправили Клодель на лечение в психиатрическую клинику.
За лучшую женскую роль в этом фильме Изабель Аджани получила приз на Берлинском кинофестивале в 1989 году. Также фильм был удостоен семи наград премии «Сезар».
«Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус», 2006
Сюжет завязан на истории экстравагантной женщины-фотографа Дианы Арбус, которая работала для Vogue и Glamour, а также дружила с Ричардом Аведоном. Однако небывалый успех Диане принесли скандальные фотопортреты людей с физическими уродствами.
«Я часто фотографировала уродов. Большинство людей проходят через жизнь, страшась травматического опыта. А уроды родились с травмой. Они уже прошли жизненную проверку. Они – аристократы», – Диана Арбус
Главные роли в фильме сыграли Николь Кидман и Роберт Дауни-младший. Сюжет киноленты развивается с момента начала работы Дианы как самостоятельного фотографа и заканчивается её самоубийством в 1971 году.
«Большие глаза», 2014
Удивительная история о феноменальном успехе Маргарет Кин – американской художницы, которая прославилась благодаря своим портретам женщин и детей с преувеличенно большими глазами.
Но личная жизнь художницы была не такой яркой и счастливой, как её карьера. Под воздействием идей феминизма, развивающегося в Америке в 50-е годы, Маргарет приняла решение развестись с мужем, который на протяжении многих лет эксплуатировал её. С этого момента история начала развиваться вокруг обмана и предательства: в процессе развода муж затеял судебную тяжбу за её картины и вырученные за них деньги.
Эми Адамс, сыгравшая главную роль в киноленте о сильной и настойчивой женщине, удостоилась премии «Золотой глобус» за лучшую женскую роль.
Оригинал публикации ищите в блоге ART FLASH