На протяжении многих лет периодически возникают споры о том, стоит ли относить комикс к серьезному жанру, или это – "недолитература", которая не заслуживает уважения. Даже несмотря на то, что графические романы получают премии (в 1992 году "Маус: Рассказ выжившего" получил Пулитцеровскую премию), выставляются в Лувре (где в 2009 году на расстоянии 50 метров от скульптуры Венеры Милосской состоялась выставка "Малый рисунок – Лувр приглашает комиксы"), а новеллы нобелевских лауреатов иллюстрируются лучшими художниками (как, например, новелла Генриха Бёлля "Уроки рыбалки", которую проиллюстрировал один из лучших современных художников Франции Эмиль Браво), мы часто слышим аргументы о том, в комиксах совершенно нечего читать и что они для тех, кто не может прочесть “нормальную” книгу. Однако это совсем не так.
Комикс – это серьезно. В нем всё, как и с "большой литературой", но с той лишь разницей, что художественная сила произведения зависит от всех составляющих: идеи, сценария, иллюстративного материала, грамотное сочетание которых оказывают мощное влияние на воображение человека.
Конечно, при слове "комикс" нам в первую очередь представляются образы супергероев в нелепых одеждах и несуществующие вселенные, а в сознании многих людей закрепилось представление об идеальной книге – толстая, со множеством текста, и чтобы "непременно чему-нибудь учила". Однако комикс в этом всё же преуспевает: современные крупные издательства выпускают графические варианты произведений культовых писателей объёмом от трёхсот до шестисот страниц (и даже более), а темы, которые затрагивают авторы комиксов, несмотря на свою сложность, раскрываются без надрыва и морализаторства (неравенство, терроризм, война, предательство, издевательства и т.д.), отчасти потому, что комикс – это другой взгляд на мир, творческий, и, возможно, немного по-детски непосредственный.
Автору графического романа-автобиографии "Персеполис" Марджан Сатрапи удалось удивительно точно передать все эти темы, рассказывая свою историю в период иранской революции 80-х годов.
Или, например, комикс "Я – слон!" Лены Ужиновой и Владимира Рудака включен в список "значительных и необыкновенных детских книг разных стран мира" 2017 года по версии Международной детской и юношеской библиотеки в Мюнхене. Это графический роман об инклюзии, сюжет которого повествует о жизни человека в инвалидном кресле, чье тело искалечено, но у него есть внутреннее "Я" – танцующий "толстокожий" слон, который помогает справляться герою со всеми испытаниями. В комиксах гораздо больше жизни, чем это кажется на первый взгляд.
Одним из самых сильных качеств комикса, которое цепляет людей всех возрастов (вне зависимости от "тяжести" темы), является его визуальная точность. Жанр комикса позволяет лучше раскрыть сюжет, ведь сюжет раскрывается за счет всего, даже визуального изображения места действия и черт лица персонажей. Мир рисованных историй обладает собственным стилем, своим языком. Комикс – это прекрасное информационное поле, вопрос только в том, какую информацию в него вложить: за большой период времени графические рассказы прошли длинный путь от юмористических картинок на последних полосах газет до заслуженного жанра, удостоенного различных престижных премий.
Комиксы сегодня представляют собой огромный пласт культуры, который развивается и набирает обороты год от года. Помимо бумажных изданий, снимается большое количество кино- и мультфильмов на основе их сюжета, разрабатываются компьютерные игры. Комиксы – это не просто увлекательное чтиво, это целая мультивселенная со своими героями и злодеями. На первый взгляд может показаться достаточно странным, что человек серьезно и внимательно относится к историям о людях со сверхспособностями, пришельцах, мутантах, однако особой разницы с человеком, предпочитающем классическую литературу мы не найдем: читателя прежде всего "цепляет" энергетика персонажа, его отличие от остальных персонажей, особенности характера, внешности и поведения. И тогда можно спросить: чем, например, Шерлок Холмс отличается от Бэтмена? Оба являются детективами со своеобразным стилем, и разница лишь в том, что образ первого будет навсегда связан с курительной трубкой, а второго – с костюмом летучей мыши.
Как мы можем заметить, комиксы как жанр намного ярче и отличаются от классической литературы более красочной подачей материала.
Несмотря на то, что комикс – относительно молодой вид искусства, можно уже говорить о распространении его во многие области знаний. Так, например, в 2015 году на 17-й Международной ярмарке интеллектуальной литературы "Non/fiction" Ником Сюзанисом была представлена первая (и на данный момент единственная) диссертация "Unflattening", которая была выполнена в формате комикса, а издательство "ДМК Пресс" в сотрудничестве с японскими издателями выпускает серию комиксов в жанре манги (японского комикса), где в понятной форме учащимся школ и колледжей объясняются основы механики (электричество, гидродинамика), статистики (регрессионный анализ, факторный анализ), астрономии (вселенная), математика (анализ Фурье).
Жанр комикса постоянно развивается и рисованные истории становятся привычным атрибутом нашей повседневной жизни, поэтому не стоит предвзято к ним относиться и недооценивать всю художественную мощь, которую они в себе несут. Никто не спорит, что нужно читать хорошие книги, смотреть хорошее кино. Также и с комиксами – нужно выбирать хорошие графические рассказы, которые, безусловно, будут вам близки по духу.
Автор: Чупрова Юля, куратор образовательных программ школы МЕТОД.
Редактировала: Воловик Юля