Найти тему
Полиграф.Медиа

В Воронеже обсудили реконструкцию Воронежского театра оперы и балета

В этом году одной из обсуждаемых тем в СМИ и среди горожан стала новость о предстоящей реконструкции Воронежского театра оперы и балета. Особенно остро этот вопрос встал, после того, как была выдвинута идея о сносе здания театра. Общественность встала в жесткую оппозицию, даже была создана электронная петиция в защиту здания, а также по городу пошли слухи о том, что вместо театра построят новый торговый центр или откроют очередной ресторан.

Вчера, 27 августа, деятели Воронежского театра оперы и балета, представители власти, архитекторы, общественники и журналисты встретились обсудить предстоящую реконструкцию здания театра, услышать мнения друг друга и развеять мифы. Встреча проходила в областном Доме журналистов, спикерами выступали член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, президент международного Платоновского фестиваля искусств, худрук Камерного театра Михаил Бычков, руководитель областного департамента архитектуры и градостроительства Андрей Еренков, директор театра оперы и балета Александр Арнаутов, главный балетмейстер театра оперы и балета Александр Летягин, архитекторы города Анатолий Бородецкий и Михаил Степучев.

Интригой обсуждения стал уже существующий проект реконструкции театра оперы и балета от 2006 года, который устраивает, как театральную труппу, так и общественность. Впрочем, мнения о том, что реконструкция театру необходима, придерживался каждый из присутствующих в зале. При этом, для того чтобы выполнить работы грамотно, на взгляд архитектора Анатолия Бородецкого, необходимо привлечь опытного технолога, которого в Воронеже, увы, не существует. К тому же, Анатолий Бородецкий озвучил, множество своих видений реконструкции, обозначил, что можно воплотить в жизнь любое решение, которым останутся довольны все, были бы деньги.

Ранее в СМИ была опубликована фотография концепции реконструкции театра оперы и балета архитектора Сергея Куцевалова. Но, как выяснилось, эта концепция носит условный характер. Исходя из ее решения, она предлагает минимально затронуть внешний облик театра, предлагая нарастить зданию один дополнительный этаж.

«Мне хотелось бы всех успокоить. Слова о том, что принята концепция архитектора Куцевалова не значат, что театр оперы и балета в конечном счете получит ровно такой вид, как на тех картинках, которые опубликовали в СМИ. Это значит только то, что правительство на текущий момент среди вариантов, которые у нас есть, видит этот самым приемлемым», – пояснил по этому поводу Андрей Еренков.

В ходе обсуждения деятели культуры пытались донести публике, что в тех условиях, которые сейчас в театре, актерам невозможно работать. В театре просто на просто нет места для полноценных репетиций. Реконструкция однозначно нужна, но есть опасение, что вмешательство может испортить не только исторический облик здания, но и повлияет на акустику, а также на то, что во время строительных работ разбежится театральная труппа.

«Главные проблемы в том, что на самом деле не хватает помещений для труппы. Когда театр восстанавливали после войны – это было прекрасно, а на сегодня оркестр не имеет площадей для репетиций. Тоже самое касается и балета, которому нужен большой репетиционный зал. А говорить о санитарных условиях и вовсе не приходится: одна душевая на 500 человек. И хотелось бы, конечно, больше комфорта для зрителей. Основная задача – сохранить труппу и обеспечить акустику зала», – рассказал директор театра Александр Арнаутов.

Известно, что областные власти пошли на встречу театру и решили начать реконструкцию со строительства подсобного корпуса, который находится недалеко от Центрального рынка. Вместо существующего двухэтажного планируется возвести шестиэтажное здание, где репетиционная площадка будет соразмерна сцене, расположенной в театре. Театральные представления на время перенесут на площадку Воронежского концертного зала, как это было со спектаклями драмтеатра. При этом Михаил Бычков отметил, что неплохо бы было на момент реконструкции привлечь еще и площадку одного из городских домов культуры.

Главный балетмейстер театра Александр Летягин поддержал решение начать реконструкцию театра с перепланировкой подсобного корпуса театра.

«Если мы будем знать, что мы перейдем в свой собственный вспомогательный автономный корпус, то мы избежим волнений и утечки кадров», – поделился он.

Возвращаясь к теме грядущей реконструкции основного здания театра, руководитель областного департамента архитектуры и градостроительства Андрей Еренков посчитал, что неважно какое решение будет принято в итоге, недовольные все же останутся. Он отметил:

«Абсолютного согласия достигнуть сложно. На первом этапе, когда мы стали прорабатывать отношение различных сообществ к тому, что происходит с театром, губернатор поставил правильную задачу провести профильные обсуждения – в культурном и архитектурном сообществах. Как прошел разговор с архитекторами? Была горячая дискуссия, но единого мнения не было. Кто-то говорил о том, что мы должны строго заняться реставрацией здания и ни в коем случае ни на сантиметр не прибавить площадь, чтобы не портить «ансамбль с площадью Ленина. Кто-то предлагал футуристическое, смелое и совершенно новое видении здания театра. Обсуждались и идеи увеличить площади, но оставить стиль здания. Не думаю, что у деятелей культуры тоже будет единое мнение».

Вернувшись к решению о необходимости реконструкции театра, в течении года власти упорно думают над будущим его развитием, однако по завершению обсуждения выяснилось, что в городе существует проект реконструкции театра от 2006 года, который уже соответствует всем необходимым требованиям. С долей возмущения и непонимания из зала выступила композитор и дирижер тетра Татьяна Шипулина.

«Хочу сказать, что мы здесь два часа разговариваем и у меня такое впечатление складывается, что мы говорим в целом о театральном сообществе, а не о конкретном театре. В проекте 2006 года было продумано многое – оркестровая яма, гримерки, репетиционные помещения, чтобы было удобно и музыкантам, и работникам ОПЕРНОГО театра, а не красивой картинки на площади Ленина. Почему-то этот проект отодвинули и теперь говорят: «понимаете, мы должны еще гримерки продумать, буфеты, картинки на площади должны сделать, чтобы это был архитектурный ансамбль». А кто-нибудь понимает, что если изнутри разрушить помещение, то придется актерам со сцены петь с микрофонами. Подобное произошло после реконструкции Большого театра», – возмутилась Татьяна Шипулина.

Новость о существующем уже тринадцать лет проекте вызвала удивление среди присутствующих. Михаил Бычков не упустил возможность высказаться, что, вероятно, проект уже не актуален для наших дней, и в тоже время выразил желание ознакомиться с ним.

В заключение

На данный момент так и остается неизвестным будущий вид Воронежского театра оперы и балета: уйдет ли он для увеличения площади частично под землю, расширится ли позади, или взмоет ввысь из-за надстроенного дополнительного этажа. Его реконструкция со строительством отдельного помещения оценивается в 3,07 млрд рублей. На разработку проекта, который все же планируется начать осенью, задумано потратить 47 млн рублей. Сейчас же перед специалистами стоят несколько основных задач:

  • сохранить исторический облик театра и не нарушить сложившийся архитектурный ансамбль площади Ленина;
  • расширить площадь здания и его функциональной возможности;
  • сохранить акустику в зале.

В целом, как стало известно по итогам встречи, для того чтобы преступить к реконструкции, необходимо провести целый ряд процедур, которые займут долгое время. Первым делом надо разработать техническое задание, где все должно быть предусмотрено. Затем начнутся конкурсные искания подрядчиков. И только после этого специалисты приступят к созданию проекта. К тому же ждать федерального финансирования власти не планируют, проект начнет выполняться за счет областного бюджета. По словам Михаила Бычкова, при хорошем раскладе место для строителей будет освобождено примерно в июне 2021 года.

Больше новостей – на сайте «Полиграф.Медиа»