Найти в Дзене

Путин и Эрдоган встретились на МАКС-2019

Фото: sputniknews.kz
Фото: sputniknews.kz

Резидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган посетил международный авиационно-космический салон МАКС-2019, где провел переговоры со своим российским коллегой Владимиром Путиным.

Основной темой переговоров стала обстановка в сирийской зоне деэскалации Идлиб, где силы президента Сирии Башара Асада при поддержке российской авиации ведут борьбу с остатками террористических группировок. Анкара озабочена развивающимся наступлением, в результате которого происходили прямые боестолкновения турецких и сирийских военных, а турецкий наблюдательный пункт под Хан-Шейхуном оказался в тылу армии САР.

В результате 23 августа состоялся телефонный разговор Эрдогана и Путина, а уже 27 числа турецкий лидер прибыл на МАКС-2019.

Помимо конфронтации сирийских и турецких военных в Анкаре также озабочены вероятной новой волной беженцев из Идлиба. Согласно официальный данным, Турция готова принять до 800 тысяч человек, при этом по усредненной оценках в зоне деэскалации находятся около 3,5 млн.

Эрдоган в рамках встречи подчеркнул, что основным намерением Анкары является создание зоны безопасности на границе Турции и Сирии, в случае выполнения данного условия, турецкие власти готовы на полную зачистку Идлиба.

Фото: rusvesna.su
Фото: rusvesna.su

«Мы исходим из того, что создание зоны безопасности для Турецкой Республики на её южных границах будет хорошим условием для обеспечения территориальной целостности самой Сирии. В этом смысле мы поддерживаем любые условия, направленные на деэскалацию в этой зоне», – заявил Эрдоган во время итоговой пресс-конфенцеренции.

Второй важнейшей темой обсуждения двух лидеров стало военно-техническое сотрудничество. После заявления США об отказе продавать Анкаре свои зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот», а также продолжающейся поставке российских С-400, переговорные стартовые позиции выглядели многообещающе.

Стороны обсудили возможность совместного производства различной техники, также Эрдогану показали новейший российских гражданских самолет МС-21 и вертолет Ми-38 с салоном повышенной комфортности.

Эрдоган осмотрел новейший российский Су-57, спросив, может ли он его купить у своего российского коллеги. Ответ был положительным, ведь ранее авиационный комплекс получил экспортный паспорт, и уже целый ряд стан присматривается к возможной покупке.

Фото: ria.ru
Фото: ria.ru

О реальной возможности покупки Анкарой Су-57 говорит и тот факт, что США начал выводить Турцию из программы создания американского F-35.

Напомним, что турецкий ВПК является активным участником создания данного авиационного комплекса.

Турция – партнер третьего уровня в программе создания самолета, вложивший в его разработку более 1 млрд долларов. А турецкие компании Apl Aviation, AYESAS, Turkish Aerospace industries и Kale Aviation занимаются производством различных компонентов F-35.

Более того, именно в Турции производится часть ракет SOM-J, входящих в программу Joint Strike Fighter, которая подразумевает создание единой модели истребителя для ВВС, ВМС и морской пехоты стран-членов НАТО. Также заметим, что именно Турция является европейским центром технического обслуживания и ремонта истребителей программы F-35.

При дальнейшем развитии военно-технического сотрудничества между Турцией и Россией, ключевой вопрос заключается в том, сможет ли Москва воспользоваться происходящими событиями, предложив Анкаре нечто большое, чем сотрудничество на уже имеющемся уровне. Ведь особенность турецкой внешней политики в том, что для Турции первостепенны собственные интересы, а не обязательства и договоренности. В связи с этим, в случае попытки разворота Эрдоганом и ПСР на Восток, у российских властей может появиться «окно возможностей» для наращивания, в том числе и экономических отношений, способных принести выгоду обеим сторонам. И независимо от степени вероятности развития событий по такому сценарию, к этому нужно готовиться заранее.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что несмотря на нарастающие противоречия в блоке НАТО, вызванные покупкой Анкарой российских систем ПВО С-400, выход Турции из альянса представляется самым маловероятным сценарием развития событий. Слишком велика роль страны для проведения операций на территории Ближнего Востока, а также для логистики, переброски военных, технического обслуживания техники и так далее.

Тем не менее, ответ на «самоуправство» в оборонной сфере может оказаться для Анкары крайне болезненным. А одной из сфер, по которой, вероятнее всего, будет нанесен «ответный удар» США, станет турецкая экономика.

Подобный сценарий может запустить цепную реакцию в турецком обществе, которое в настоящее время расколото последствиями попытки государственного переворота в 2016 году, массовыми репрессиями, ограничениями и, несомненно, отменой результатов голосования на выборах мера Стамбула.