Найти тему
Мошиах

Как жадный М. Л. Красс собрался дойти до Индии

В историографии господствует мнение, что поход Марка Лициния Красса против парфян (в земли нынешних Ирака и Ирана) в 700 г. от основания Рима (о.Р.) — 53 году до н.э. — неспровоцированная агрессия.[1]

От имени Рима Красс самовольно объявил войну противнику, незнакомому римлянам. Обещая невиданные богатства и множество рабов, он привлек деревенскую молодежь и ветеранов.

Марк Лициний Красс
Марк Лициний Красс

С Крассом ушло и много тех, кого он опутал долгами еще во времена заговора Катилины.[2]

Луций Катилина[3] происходил из рода Сергиев[4], прародителем коего был один из спутников Энея.

Катилина был верным последователем взглядов Суллы,[5] прославившегося своими военными победами и проскрипциями (proscriptio[6] в Древнем Риме — список лиц, объявленных вне закона. За выдачу или убийство включённого в списки назначалась награда, за укрывательство — казнь. Имущество проскрибированного подвергалось конфискации, потомки лишались почётных прав и состояния).

Луций Корнелий Сулла
Луций Корнелий Сулла

На проскрипциях нажил свое богатство и Красс.[7]

Катилина погиб, когда описавшему его подвиги историку Гаю Саллюстию было восемь лет:[8]

-3

«Только тогда, когда битва завершилась, и можно было увидеть, как велики были отвага и мужество в войске Катилины... Самого Катилину нашли далеко от его солдат, среди вражеских тел. Он ещё дышал, и его лицо сохраняло печать той же неукротимости духа, какой он отличался при жизни».[9]

-4

Многие последователи Катилины уцелели даже после кровопролитного поражения.

Дело, за которое погиб Катилина, названный Ю. В. Андреевым римским большевиком,[10] довел до победы Гай Юлий Цезарь.[11]

Юрий Викторович Андреев
Юрий Викторович Андреев

Байки об Александре Македонском любили рассказывать римским малолеткам педагоги — образованные греческие рабы. Городских и образованных греческими невольниками юнцов манили подвиги царя разгромленной римлянами Македонии.

Так сына презиравшего греков Филиппа Македонского Александра представлял художник из Помпей
Так сына презиравшего греков Филиппа Македонского Александра представлял художник из Помпей

Красс также романтично молодился, получив в 698 г. от о.Р. (55 г. до н.э.) по закону Требония проконсульство в Сирии на 5 лет; в ноябре, несмотря на противодействие плебейских трибунов, он направился в провинцию:

«Перед народом и посторонними он еще как-то себя сдерживал, но среди близких ему людей говорил много пустого и ребяческого, не соответствующего ни его возрасту, ни характеру, ибо вообще-то он вовсе не был хвастуном и гордецом. Но тогда, возгордясь безмерно и утратив рассудок, уже не Сирией и не парфянами ограничивал он поле своих успехов, называл детскими забавами походы Лукулла против Тиграна и Помпея против Митридата, и мечты его простирались до бактрийцев, индийцев и до моря, за ними лежащего. Хотя в постановлении Народного собрания, касавшемся Красса, ничего не было сказано о парфянской войне, но все знали, что Красс к ней неудержимо стремится.

Понтийский Rex Митридат Евпатор
Понтийский Rex Митридат Евпатор

К тому же Цезарь написал ему из Галлии, одобряя его намерения и поощряя его к войне. Так как народный трибун Атей обнаружил намерение препятствовать походу Красса и многие к нему присоединились, считая недопустимым, чтобы кто-либо пошел войной против людей, ни в чем не провинившихся, да притом еще связанных с Римом договором, Красс, испугавшись, обратился к Помпею с просьбой оказать ему поддержку и проводить его из города.

Ибо велик был почет, каким пользовался Помпей среди простого народа. И на этот раз вид Помпея, идущего впереди со спокойным взором и спокойным лицом, успокоил толпу, собравшуюся было поднять крик и задержать Красса: люди молча расступились и дали им дорогу. Но навстречу выступил Атей и начал с того, что обратился к Крассу, умоляя не идти дальше, а затем приказал ликтору схватить и остановить его.

Гней Помпей Великий
Гней Помпей Великий

Однако другие трибуны этому воспротивились, и ликтор отпустил Красса, Атей же подбежал к городским воротам, поставил там пылающую жаровню, и, когда Красс подошел, Атей, воскуряя фимиам и совершая возлияния, начал изрекать страшные, приводящие в трепет заклятия и призывать, произнося их имена, каких-то ужасных, неведомых богов.

По словам римлян, эти таинственные древние заклинания имеют такую силу, что никто из подвергшихся им не избежал их действия, да и сам произносящий навлекает на себя несчастье, а потому изрекают их лишь немногие и в исключительных случаях. Поэтому и Атея порицали за то, что он, вознегодовав на Красса ради государства, на это же государство наложил такие заклятия и навел такой страх».[12]

В понятиях современного русского языка действия Красса именуются беспределом. Под понятием я понимаю отображенное в мышлении единство свойств, связей, отношений вещей и явлений;[13] под мышлением — разговор с самим собой.[14]

Через полтысячи лет историк христианской церкви Орозий напишет:

«В 697 году от основания Города Красс, сотоварищ Помпея по консульству,[15] получив по жребию кампанию против парфян, как человек, объятый неуемной жаждой наживы, когда прослышал о богатстве храма в Иерусалиме, которое Помпей оставил нетронутым, поворачивает в Палестину, доходит до Иерусалима, проникает в храм и похищает богатства.[16]

Джованни Баттиста Питтони, "Красс грабит Иерусалимский храм", 1743
Джованни Баттиста Питтони, "Красс грабит Иерусалимский храм", 1743

Затем, направляясь через Месопотамию в Парфию, всюду, где бы ни шел, он испрашивал от союзных городов вспомогательных войск, требовал от них денег и вскоре, как перешел Евфрат, встретил Вагенса, отправленного к нему от царя парфян Орода[17] посла, который сурово обругал его: зачем, мол, в нарушение договора Лукулла и Помпея,[18] обуреваемый жадностью, он перешел Евфрат — за это вкусит он серского железа, а не парфянского золота».[19]

Евфрат в среднем течении
Евфрат в среднем течении

Красс был жаден и безжалостен не только к неприятелю, но и к сослуживцам. Подавляя восстание Спартака и столкнувшись с робостью своих бойцов, он наказал своих воинов за трусость, приказав отобрать «пятьсот человек — зачинщиков бегства и, разделив их на пятьдесят десятков, он приказал предать смерти из каждого десятка по одному человеку — на кого укажет жребий. Так Красс возобновил бывшее в ходу у древних и с давних пор уже не применявшееся наказание воинов, этот вид казни сопряжен с позором и сопровождается жуткими и мрачными обрядами, совершающимися у всех на глазах».[20]

Мрачный древний обряд
Мрачный древний обряд

Аппиан утверждает, что было убито около 4000 легионеров.[21]

В республиканском Риме звание император (imperator) присваивалось победоносному командующиму непосредственно на поле битвы солдатами в случае, если в данном сражении гибло более тысячи неприятелей. Император располагал правом жизни и смерти (imperium) — мог карать и миловать солдат. В русском языке слово император = царь, а вот, например, в английском два разных существительных: emperor и imperator.

-12

После победы над Спартаком император Красс приказал распять более 6000 спартаковцев на крестах вдоль дороги от Капуи до Рима.[22] Казненные висели долго, для проезжающих по ней женщин дорога получилась запоминающаяся.

Кадр из фильма Спартак
Кадр из фильма Спартак

Рим был мужским обществом.

-14

Мнение женщин в Республике не имело веса.

[1] 1) Sherwin-White A. N. Parthia and Rome; 2) Wiseman T. P. Caesar, Pompey and Rome, 59–50 B. C. // The Cambridge Ancient History. Vol. 9. The Last Age of the Roman Republic, 146–43 B. C. / Ed. by J. A. Crook, A. Lintott, El. Rawson. Cambridge, 2008. P. 262–265; 402–403. Беликов А. П. Парфянский поход Красса: военно-технический аспект // Para bellum. Военно-исторический журнал. №12. 2001. С. 35–48.

[2] Красс ссужал деньгами и Гая Юлия Цезаря.

[3] Lucius Sergius Catilina, ок. 108 до н.э., Рим — 62 до н.э., Пистоя.

[4] Название рода сохранилось в русском имени Сергей.

[5] Lucius Cornelius Sulla, 138 — 78 до н.э. Красс был легатом Суллы и занимался набором войска в области марсов.

[6] Объявление, преимущественно о продаже.

[7] Иванов Ю. А. Заговор Катилины и его социальная база // Вестник древней истории. 1940. №1. С. 69–81.

[8] Gaius Sallustius Crispus, 86 до н. э. — 35 до н.

[9] Пер. В. О. Горенштейна. Sall. De C. C. 61.

[10] Андреев Ю. В. «Римский большевик» Катилина и философия истории А. Блока // Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. Сб. пам. Белецкого. СПб, 1997. Т. I. С. 35–44; ΣΥΣΣΙΤΙΑ. Сб. ст. пам. Ю. В. Андреева / Отв. ред. В. Ю. Зуев. СПб, 2000.

[11] Иванов Ю. А. Заговор Катилины и его социальная база. С. 81.

[12] Plut. Crass. 16. Здесь и далее пер. В. Петуховой.

[13] Колесов В. В. Философия русского слова. СПб, 2002. С. 419–420; Чикобава А. С. Введение в языкознание. Ч. I. М., 1953. С. 28–29.

[14] Бузук П. А. Основные вопросы языкознания. М., 1924. С. 5–6; Теплов Б. М. Психология. М., 1953. С. 62–64; Виноградов С. Н. Кузьмин А. Ф. Логика. Учебник для средней школы. М., 1954. С. 7–8.

[15] Марк Лициний Красс Див и Гней Помпей Магн (во второй раз) стали консулами в 699 г. от основания Города (= 55 г. до н.э.). Неточная датировка с ошибкой в два года взята у Евтропия (Eutr. 6, 18, 1).

[16] Орозий единственный из авторов, кто сообщает о разграблении Крассом Иерусалимского храма.

[17] Ород II — парфянский царь, сын Фраата III, который был убит сыновьями, Ородом и Митридатом (Dio Cass. 39, 56), правил после изгнания и последовавшего за этим убийства его брата, Митридата III, приблизительно в 57–37/36 гг. до н. э. Плутарх, более подробно изложивший речи парфянских послов, называет руководителя посольства Вагизом (Plut. Crass. 18).

-15

[18] Эти договоры, определившие границы Рима с Парфией, были итогом восточных кампаний Лициния Лукулла и Гнея Помпея 69 и 66 гг. до н.э. О последнем договоре Помпея с Фраатом III см.: Арр. Mithr. 104.

[19] Павел Орозий. История против язычников. Книги I–VII / Пер., вст. ст., ком. В. М. Тюленева. СПб, 2009. С. 394–395. Здесь и далее переводы по третьему изданию. 6, 13, 1–2.

[20] Plut. Crass. 10. Комм. С. П. Маркиша: Так называемая децимация (выбор десятого). Военно-уголовные законодательства европейских государств сохраняли децимацию в различных формах до середины XIX в. и даже позже; в России она была отменена лишь в 1868 г.

[21] App. B. Сiv. 1, 118.

[22] App. B. Сiv. 1, 120.