Найти тему
Magistra vitae

Наследие флотоводца, исследователя и новатора: подборка изобретений адмирала С.О. Макарова

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели! В свое время я написал целый цикл статей о русско-японской войне, в котором большое внимание уделил действиям на морском театре военных действий и, разумеется, упоминал кипучую деятельность Степана Осиповича Макарова (1848- 1904 г.)

С циклом статей можете ознакомиться здесь:

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8

Однако мало кто знает, что этому весьма талантливому флотоводцу принадлежит ряд изобретений и нововведений. Собственно, о них мы сейчас и поговорим!

Два орла на плече, оч-ч-чень оригинальная, раздвоенная борода - довольно яркий и узнаваемый образ) Фотопортрет Степана Осиповича Макарова
Два орла на плече, оч-ч-чень оригинальная, раздвоенная борода - довольно яркий и узнаваемый образ) Фотопортрет Степана Осиповича Макарова

Теория непотопляемости корабля

Словосочетание "непотопляемый корабль" сразу навевает ассоциации с печально известным "Титаником", который таки взял и отправился на дно) Кстати...

)))
)))

Но вернемся к нашему многоуважаемому Макарову! Еще будучи салагой мичманом, будущий адмирал в 1869 году служил на броненосной лодке "Русалка". Однажды судно ударилось о подводную скалу, получило пробоину и едва не затонуло. "Русалка" успела выброситься на мель, где и были начаты ремонтные работы. На основе полученного опыта Макаров напишет ряд работ, которые сложатся в теорию непотопляемости судна.

Фото той самой броненосной лодки "Русалка"
Фото той самой броненосной лодки "Русалка"

Если говорить вкратце, Макаров предложил разделить корпус судна на отсеки, каждый из которых изолирован водонепроницаемыми переборками. В таком случае пробоина приведет к затоплению лишь одного из отсеков, судно же сохранит плавучесть. Для борьбы с пробоинами будущий адмирал предлагал использовать парусиновые пластыри и систему помп, выкачивающих воду. Все эти идеи были успешно реализованы судостроителями всего мира и используются до сих пор. Надо ли говорить, что молодой офицер снискал славу новатора и изобретателя?

Семафорная азбука

Это исключительное важное и полезное нововведение внедрил именно Макаров в 1895 году. До сих пор эта азбука изучается в морских университетах и училищах, несмотря на наличие более прогрессивных средств передачи информации.

Обозначения букв в русской семафорной азбуке
Обозначения букв в русской семафорной азбуке

Ледоколы

В силу географического положения нашей бескрайней страны, Арктика всегда была ценнейшим морским регионом. Только вот ведь незадача - добрую половину года холодные и негостеприимные воды оставались и вовсе несудоходными. Идея судна, которое могло бы прорубить арктические льды родилась у Макарова еще в 1892 году. Спустя семь лет борьбы с бюрократами, работы комиссии и строительных работ на английских верфях появляется ледокол "Ермак", символично названный в честь покорителя Сибири.

Ледокол "Ермак" в Кронштадте, 4 марта 1899 г.
Ледокол "Ермак" в Кронштадте, 4 марта 1899 г.

После первых опытов по расчистке от льда Кронштадта и Ревеля, спасательных операций и испытаний "Ермак" был усовершенствован и продолжал свою службу вплоть до 1964 года!

Использование "самоходных мин"

Благодаря деятельности Макарова, массовым вооружением стали торпеды. Наращивание числа торпедных катеров и эсминцев с составе Российского Императорского флота, во многом, стало результатом его инициатив. Кстати, Вы можете более подробно ознакомиться с первым в мире опытом успешного торпедирования корабля в моей предыдущей статье.

В самом начале русско-японской войны Макаров изводил Морское министерство записками о том, что Тихоокеанской эскадре не хватает миноносок и эсминцев для эффективного противодействия японцам. Однако просьбы о транспортировке судов по железной дороге (а такой опыт в Российской империи уже имел место) были оставлены без ответа.

"Макаровские колпаки"

И нет, речь пойдет не о головном уборе именинника, как Вы могли бы подумать))) В 90-года XIX века, будучи уже младшим флагманом Балтийского флота, Макаров придумал как (извините за тавтологию) увеличить бронебойность бронебойных снарядов)))

Идея была до безобразия проста и потому гениальна)))

-6

1 – Полый алюминиевый наконечник (заостренный конус) в передней части снаряда придает ему обтекаемую форму и помогает лучше преодолевать сопротивление воздуха на пути к цели, г -При ударе в цель (броню) алюминиевый конус, который носит специальное название «баллистический наконечник», разбивается, разлетается на куски, 3- На головной части снаряда остался другой наконечник – из закаленной плотной стали. Это – бронебойный наконечник, изобретенный «победителем брони» адмиралом С. О. Макаровым. 4 – Бронебойный наконечник вдавливается в броневую плиту, растрескивается сам и в то же время как бы ослабляет металл в месте удара. 5 – Начало проникновения снаряда сквозь броневую плиту (головная часть оболочки снаряда изготовлена из твердой, закаленной стали), б -Снаряд пробил броню. Особый механизм – замедлитель – задержал момент взрыва снаряда до полного проникновения сквозь броню. Теперь снаряд взорвется внутри корабля.

В 1901 году были проведены испытания новых снарядов на бронеплитах английского завода Гарвея, было сделано два выстрела - оба снаряда пробили броню, считавшуюся едва ли не лучшей в мире! Спустя несколько лет ведущие европейские державы используют идею макаров, однако Российская империя, увы, встретит русско-японскую войну без этого усовершенствования...

Это лишь неполный список достижений и изобретений выдающегося русского адмирала - Степана Осиповича Макарова, этот замечательный человек провел ряд исследований в области океанографии, предпринял ряд мер по модернизации военного флота и улучшению быта матросов. С его гибелью в апреле 1904 года русский флот потерял талантливого флотоводца и ученого, который так и не успел реализовать все свои идеи...

На этом на сегодня все, спасибо за внимание! Ставьте лайки и подписывайтесь на канал Magistra vitae!